Рембрандт. Немного истории

 

Вчера был день рождения Рембрндта

Если бы я был писателем или журналистом то обязательно бы рассказал об «Автопортрете с Саскией» Рембрандта.
Картина эта выделяется прежде всего своей биографией — неизвестно когда она была обрезана да так, что сохранилась меньше половины!

Наиболее подробно о ней написал Саймон Шама в замечательной книге «Глаза Рембрандта» ; к этому надо добавить, что фашисты в конце войны спрятали ее в заброшенной штольне, где она бы и пропала, не найди ее наши солдаты во главе с Л.Волынским («Старая каменоломня [1960 Волынский Л.Н. — Семь дней]  http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000064/st012.shtml)

..Это был глубокий туннель, точнее говоря — штольня, горизонтальная горная выработка, заброшенная давным-давно.
Когда-то добытый песчаник подвозили к выходу при помощи вагонеток. Теперь мы бежим, спотыкаясь в темноте о шпалы; впереди, в глубине штольни, на ржавых рельсах стоит вагон. Обычный темно-красный товарный вагон узкоколейного типа.
Некогда даже удивиться, как же он попал сюда. Кузнецов поспешно отодвигает дверь, и мы взбираемся внутрь.
Прямо против двери — плоский некрашеный ящик, уходящий под самую крышу Справа у стены тускло блеснуло золото массивной лепной рамы.
Возбужденно колотится сердце. Подношу поближе фонарь. Ничего не видно: на холсте лежит непроницаемо толстый слой серой пыли.
Присев на корточки, наугад — в первом попавшемся месте — протираю поверхность холста рукавом гимнастерки.
И тут, будто в медленно оттаивающем окошке, появляется лицо.
Оно возникает, рождается из серой тьмы — некрасивое, мудрое, с широким утиным носом и добрыми, веселыми, так много умевшими видеть глазами. Знакомое, близкое, радостно улыбающееся, озаренное своим, особенным, неповторимым светом лицо.
Рембрандт! — кричу я что есть силы и, сорвав с головы пилотку, протираю весь холст.
Это был знаменитый «Автопортрет с Саскией» — одно из наиболее жизнерадостных, добрых творений Рембрандта.
Молодой, нарядно одетый, в золотисто-красном с меховой опушкой камзоле, в черной бархатной шляпе с белым страусовым пером, он сидит за столом, держа на коленях жену и высоко подмяв огромный кубок с игристым, пенящимся вином.
Непринужденно обернувшись, он как бы приглашает всех — если угодно, весь мир — принять участие в счастливом празднике молодости.
Ему двадцать девять лет. Год тому назад он женился на любимой девушке — Саскии ван Эйленбург. Вот она сидит у него на коленях — милая, чуть смущенная необузданно бурным весельем мужа. Взгляд ее умных глаз, поворот головы, застенчивая полуулыбка — все словно просит о снисхождении: не судите нас слишком строго, ведь Рембрандт так талантлив и мы с ним так счастливы…
И верно, разве это не великое счастье: молодость, талант, сознание собственной силы, успехи в любимом деле?

В штольне оказалось много картин — «Похищение Ганимеда» Рембрандта, «Венера» Джорджоне, Рубенс …
Прошло много лет и в 1955 году картины вернули в Дрезден — много лет тогда и потом велись споры, надо ли возвращать или надо оставить как военный трофей …

… Леонид Волынский стал Волынским спустя много лет, когда понадобился псевдоним для публикации, а в 1945 он был лейтенант Леонид Рабинович.
Художник по профессии он руководил поисками.
Тайники с картинами были заминированы, и он настоял на том, чтобы к трофейным отрядам прикомандировали сапёров. «Именно он нашёл и «Сикстинскую Мадонну», и «Автопортрет с Саскией», и шедевр Тициана «Динарий кесаря» — работу, которую почти невозможно было спасти. Она лежала в воде, в штольне шахты, и пропиталась влагой настолько, что от деревянной основы отошли все красочные слои и даже грунт. Кстати, художник Павел Корин потом с гордостью вспоминал, что при реставрации ни разу не брался за кисть или краску: он фрагмент за фрагментом возвращал на место отслоившиеся мазки Тициана».
В книге он подробно описывает историю поисков и находок, но первая найденная картина намертво врезалась в память «, но «стоит мне прикрыть глаза, и я снова вижу глубокую, темную штольню, красный вагон на ржавых рельсах, огоньки фонарей, напряженные лица бойцов и светлую, радостную, возникающую из тьмы улыбку художника».

Добавить комментарий