Вадим Белоцерковский (1928-2017) незадолго до смерти опубликовал книгу воспоминаний “Путешествие в будущее и обратно”. Все в ней (не касаясь его публицистических работ) читается на одном дыхании и я еще дополню выписки.
… Студентом, будучи со стройотрядом в Башкирии, я купил «Биллиард» и «Глазами клоуна» — тогда мало что понял, но с годами разобрался и «Биллиард» недавно перечел.
А теперь выписка из Белоцерковского:
…хотелось бы еще рассказать об одной телевизионной передаче (по немецкому ТВ), в котором вместе с Беллем участвовал Лев Копелев.
Копелева очень уважали и уважают в Германии за то, что он в конце войны пытался протестовать против издевательств российских военных над мирным немецким населением в Восточной Пруссии. Копелев там находился в качестве военного переводчика [Копелев, будучи парламентером, уговорил сдаться одну из немецких крепостей, за что ему бы в др.Риме поставили памятник при жизни -БР] и угодил в сталинские лагеря за защиту немцев. Про Белля напомню, что он воевал в России, был младшим офицером.
Так вот журналист, который вел беседу Белля с Копелевым, спросил вдруг последнего, что бы он сделал, во время войны, — если бы в плен к советским войскам попал Белль, и Копелев участвовал в его допросе? Копелев вздохнул и развел руками… Тогда ведущий с тем же вопросом обратился к Беллю, и Белль сказал, что он бы, поняв с кем имеет дело, организовал бы Копелеву побег!
— Как так? – удивился ведущий. – И вы не побоялись бы ваших коллег – офицеров? — Нет, ответил, Белль, все офицеры, с которыми я тогда служил, думали так же, как и я, и так же отрицательно относились к нацистскому режиму. Они бы мне помогли и меня не выдали.