Война Судного дня вспыхнула в Йом Кипур 6 октября 1973г. в ходе атаки арабских армий на Израиль, во главе с Сирией и Египтом. Война велась в основном на Синае и Голанских высотах и длилась до 24 октября 1973 года, прекращение огня.
Война Судного Дня потрясла Израиль, национальная травма сохранилась до сих пор. Так описывает Дорон бен-Шимон, один из участников.
Молодой танкист уверен, что его танк может победить всех. Для него война закончилась через 2 дня, когда половина роты танкистов были убиты, попали в плен или были ранены. В самом начале, танки продвинулись к Суэцкому каналу, командир танка, он же командир взвода, был убит, экипаж был ранен и оглушен. Дорон был водитель танка и нашел себя в роли командира танка. Египетская пехота форсировала Суэцкий канал, по его танку выпустили 3 противотанковые ракеты «Сагер»; с расстояния 10 метров эти ракеты не взрывались, только на расстоянии 20 метров и более.
Дорон бен-Шимон написал книгу «Загадочный писатель Йосеф бен Матитьяху» (Иосиф Флавий), где он сравнивает свои впечатления с описанием Иудейской войны Иосифа Флавия. Загадка Иосифа Бен Матитьяху — это трогательная история, которая вдыхает жизнь в войну евреев против Рима, самой могущественной державы в мире. Это была безнадежная борьба, которая закончилась драматическим событием для иудаизма: разрушением Второго Храма. Газета Маарив опубликовала статью об этой книге, 28.05.2021.
Я был свидетелем войны Судного дня в Москве, написал комментарий к статье Дана Аделиста, «Искупление для нас», Маарив 25.9.2020. К сожалению, мой комментарий опубликован не был. Война Судного дня не была неожиданностью, — кабинет Голды Меир решил принять на себя первый удар, — но никаких скрытых приготовлений не было сделано, без предупреждения были оставлены аванпосты на Суэцком канале и Голанских высотах. Напоминает вторжение Германии на Советский Союз 22.06.1941.
Комиссия Agranat возложила всю ответственность на Давида Элазара, начальника Генерального штаба. Министр обороны Моше Даян ушел от ответственности, позже Моше Даян был назначен министром Иностранных дел. Вполне возможно, что Комиссия Агранат нанесла самый большой ущерб от Войны Судного дня — общественное доверие к судебной системе было подорвано.
Война началась в субботу, суббота и воскресенье в Москве выходные дни. В понедельник утром я прибыл на работу, как обычно. Через некоторое время слышу возглас «Гоммерштадт», — прибыли двое мужчин. Один из них бросает мне на стол газету «Правда» с возгласом: «Израиль Капут». На первой странице фото: пленные израильские солдаты на Суэцком канале.
Второй посетитель говорил на военном языке. Я сравнил войну Судного дня с операцией на Курской дуге 1943 год, Вторая Мировая война. В то время в Москву поступила информация о германском плане «Курская дуга». На совещании в Москве было решено предоставить немцам возможность нанести первый удар, с целью измотать противника в обороне, затем перейти в контрнаступление.
В конце беседы, я сказал гостям: «приходите через две недели»,- будет перелом в войне. Я предполагал, что война будет развиваться по сценарию «Курская дуга», к сожалению, сценарий напоминал также 22.06.1941г. Гости вернулись через три недели — Ариэль Шарон вышел на 101 км. от Каира.
После того, как ЦАХАЛ успешно форсировал Суэцкий канал, Садат срочно позвонил Брежневу и запросил дополнительную военную помощь: танки и самолеты для ликвидации израильских мостов в Суэцком канале. Был план отрезать ЦАХАЛ в Африке от Синая. На заседании Политбюро министр Иностранных дел Громыко сделал заявление: «Арабо-израильский конфликт должен продолжаться». Брежнев ответил Садату, — выплатите старые долги — получите новое оружие». Садат предпочел договориться на 101км. с Израилем, и не возвращаться к войне на истощение.
После войны Судного дня мировые цены на нефть резко выросли. К Новому году мы получили подарки — мёд, в магазинах мёд было невозможно купить, рыночные цены были заоблачные.