Прочитано:Бунин о Суворине

Вот загадочная запись Бунина в «Окаяных днях» об отзыве А.Суворина об «Анне Карениной»:

«Вронский действует быстро, натиском, заманивает девиц, втирается в знакомство к Каренину, нагло преследует его жену и, наконец, достигает своей цели. Анна, которую автор с таким блеском выводит на сцену, – как она умеет одеваться, как страстно увлекается «изяществом» Вронского, как нагло и мило обманывает мужа, Анна падает как весьма ординарная, пошлая женщина, без надобности, утешая себя тем, что теперь оба довольны – и муж, и любовник, ибо обоим она служит своим телом, «изящным, культурным» телом… Граф Толстой обольстительно рисует пошловатый мир Вронского и Анны… А ведь граф Толстой даровитый писатель…»
Что это такое? Это пример того, до чего договариваются некоторые в предреволюционные и революционные времена. В шестидесятых годах да и в семидесятых не один болван, ненавидевший «фрак», тоже договаривался до чудовищных нелепостей. Но был ли болваном тот, чьи строки я только что привёл? Строки, которые мог написать лишь самый отчаянный болван, негодяй и лжец, которого мало было повесить на первой осине даже за одни только каверзные кавычки в этих строках? Это писал совсем не болван, это писал Алексей Сергеевич Суворин, ставший впоследствии столь известным, писал в семидесятых годах. Ведь даже злейшие враги считали его впоследствии большим умом, большим талантом. А Чехов писал ему о его литературном вкусе даже восторженно:
«У вас вкус литературный – превосходный, я верю ему как тому, что в небесах есть солнце».


Искал где это Суворин написал, да так и не нашел.
Но есть одна догадка — в 70-е годы начинающий Суворин работал у гр. Салиас, весьма недображелательно писавшей о Толстом ( о Казаках «Перед вами поэма, где воспеты не с дюжинным, а с действительным талантом отвага, удаль, жажда крови и добычи, охота за людьми, бессердечность и беспощадность дикого зверя <…>). Ее общее суждение об авторе «Казаков» звучит как приговор: «…и в эстетическом, и в нравственном отношении ему недостает высшего полету, благороднейших стремлений») — так может это ей (или по ее заданию) написано?
Тут главное что все неверно — «заманивает девиц, втирается в знакомство к Каренину, нагло преследует его жену» и прочее, чего в романе и близко нет!
Хотя Суворин (в «Дневниках») часто весьма неточен — скажем о гр. Фензене пишет что тот соблазнил Строганову «девицу лет 30», хотя той было лет 17 ну и прочее.
Может писал не прочтя роман?
Странная история.

Добавить комментарий