ВЫПИСКИ:Рескин о Джотто и св. Франциске

Loading

Рескин в узких кругах знаменит как искусствовед, но широкой публике, полагаю, более известен как персонаж скандальной женитьбы, легшей в основу фильма Эмми Томсон «Эффи» (2014), в которой Рескин после женитьбы почувствовал такое отвращение к телу жены, что ни разу к ней не прикоснулся!
Причины этого в фильме не объяснены, но, мне кажется, это отвращение было вызвано тем, что, воспитанный на античных статуях и женских телах с картин Тициана, он не мог не разочароваться в молодой жене (впрочем оставлю эту скользкую тему, заметив только что мраморные Афродиты и Артемиды Лувра далеко не так белы, как их гипсовые копии).
Через несколько лет жена потребовала развода и после шумного процесса его получила, после чего вышла замуж за художника Милле (члена высоко ценимого Рескиным «Братства прерафаэлитов») и родила ему восемь детей (Милле написал «Офелию» и «Христос в родительском доме», вызвавшую такой скандал, что королева Виктория приказала привезти ее к ней для окончательного вердикта — впрочем, это другая история, хотя и очень любопытная).
А ведь не будь Рёскин столь богат, что в молодости смог прожить несколько лет за границей, изучая искусство, все могло бы сложиться «как у всех» — но тогда фильм «Эффи» о его скандальной женитьбе не состоялся бы, а написал ли Рёскин книги при восьми детях большой вопрос — впрочем, Толстой смог …
… Любовным историям Рембрандта или Нельсона или Родена посвящено несколько фильмов, так что Рескин в хорошей компании, да и после фильма может пробудиться интерес к его сочинениям.
А писал Рескин хорошо — вот пример из книги «Теория красоты» о росписях Джотто в Падуе — немного о фресках со св. Франциском, а затем такой вот пассаж

«Так как одна из главных добродетелей св. Франциска – послушание, то он начинает свое поприще с того, что ссорится с отцом. Говоря современным языком, он пускает в торговый оборот некоторую часть имущества своего отца ради благотворительной цели. Отец его недоволен торговым оборотом, и Франциск убегает из дома, захватив с собою все, что попадается под руку. Отец преследует его и требует возвращения имущества, но оказывается, что оно все уже растрачено и Франциск подружился с епископом Ассизским. Отец предается непристойному гневу и грозит лишить сына наследства; св. Франциск в ту же минуту срывает с себя всю одежду, швыряет ее в лицо отцу и объявляет, что не нуждается ни в одежде, ни в отце. Добрый епископ в слезах умиления обнимает Франциска и накрывает его собственной мантией.
Я изложил вам содержание картины с простой, протестантской точки зрения.»

Джотто. Отказ от имущества (фрагмент)

Рассказ о своеволии Франсиска позволит Рескину порассуждать о степени послушания детей и неожиданно вспомнить жертвоприношение Авраама как пример высшего послушания — но далее так неожиданно, что я добавил часть 2.
**
В книге Рескина нет самих фресок, поэтому тогда,чтобы их увидеть, надо было поехать во Флоренцию и написать об этом книгу; впрочем Рескин честно предупреждает:

«Если мое изложение вас удовлетворяет, не ходите в капеллу Джотто и не ездите во Флоренцию с какими бы то ни было научно-историческими целями, вы никогда ничего не узнаете ни о Джотто, ни о Флоренции.»

Но времена изменились — теперь можно посмотреть фрески Джотто одним кликом — хотя во Флоренцию хочется!

Часть 2 от 09.09.23

О повиновении родителям и о том, почему Франсиск отказался от родного отца — длинные рассуждения заканчиваются неожиданно «если в христианстве есть хотя доля истины, то для всякого, кто истинно его исповедует, наступит время, когда он должен вспомнить слова: «Кто любит отца или мать больше Меня, тот не достоин Меня»

А теперь текст Рескина 

«Первая обязанность детей – повиноваться родителям; точно так же как первая обязанность граждан – повиноваться законам своей страны. Обязанность эта так безусловна, что истинные пределы ее указаны, полагаю, только Исааком и Ифигенией. С другой стороны, родители также имеют определенную обязанность по отношении к детям: они не должны раздражать их. Странно, что никогда ни один проповедник не объяснял отдам и матерям этого текста с кафедры. По моему, Бог потребует от родителей исполнения обязанности к детям еще строже, чем от детей исполнения долга относительно родителей.

Далее, обязанность детей повиноваться родителям. Но ни в Библии, ни в какой другой умной и хорошей книге никогда не было сказано, что повиноваться родителям обязаны взрослые люди. Когда именно дитя превращается в мужчину или женщину, определить также невозможно, как то, когда дитя в первый раз должно стать на свои ноги. Однако несомненно, это должно случиться в свое время. У великих народов дети всегда стремятся подольше остаться детьми, а родители стараются поскорее сделать их взрослыми. У народов низших дети хотят быть большими, а родители стараются как можно дольше оставить их детьми. «В исключительных, особенно счастливых семьях случается, что воля отца остается законом для детей до конца его жизни; отец, равный им по умственному развитию, богаче их опытностью; но такое повиновение основано не на силе, а на любви и доверии. Это случается редко; редко бывает возможно. В старости людям свойственны предрассудки, точно так же, как в молодости им свойственна самонадеянность. С каждым поколением являются новые вопросы, которые надлежит разрешить именно этому поколению.

Но содержание картины Джотто не есть заявление сыновней независимости, а избрание сыном другого отца.

Не до́лжно смешивать поступок маленького уроженца Ассизи с желанием какого-нибудь юного хлыща иметь собственный ключ от входной двери и собственные карманные деньги. Из всех нравственных вопросов ни один не был так искажен ложными пророками всех вероисповеданий, как обязанность молодого поколения избрать того, кому оно будет служить. Тем не менее обязанность эта существует; если в христианстве есть хотя доля истины, то для всякого, кто истинно его исповедует, наступит время, когда он должен вспомнить слова: «Кто любит отца или мать больше Меня, тот не достоин Меня».»

Добавить комментарий