Помещаю в Блоге несколько стихотворений (отрывочно) из подборок уважаемого ВЕКа.
Возможно, читатели забыли некоторые, незабываемые строчки поэта.
Решил напомнить – к 80-ой годовщине другого, почти забытого ныне гения, –
Осипа Э. Мандельштама.
* * *
Виктор Каган
Подборка: НА ТО И СТИХИ…
Разогрею в ладонях вино –
В декабре у нас тоже темно.
Андрей Анпилов
1.
Губами вечность тянется к кувшину.
Сегодня утекает во вчера.
Короче дни. Чернее вечера.
Ноябрь перевалил за половину.
И пятипалость красного листа
лежит на жизни стынущем остатке.
И белизна грядёт, как простота
и вечность. И остатки жизни сладки…
…
25 декабря
***
Ошалевшего мира метанья,
грех безгрешья, безгрешность греха,
первый крик и конца бормотанье,
откровение и чепуха,
голубь мира на трубке кассама,
чёрной кровью – искусственность роз,
и Ису посылает Осама
разрешить с Иисусом вопрос.
Ты стоишь, улыбаясь устало,
в толкотне копошащихся лет,
и звезда Вифлеемская встала
над Бейт-Лехемом, скоро рассвет,
но во сне ещё нежится кочет,
и кружится над яслями снег,
крылья по снегу птица волочит,
тащит крест жития человек,
шелестенья снежинок волжбою
разговор о душе и судьбе,
и Мария с обложки «Плэйбоя»
улыбается молча тебе.
* * *
http://www.mromm.com/p/KaganViktor-01.htm
ВРЕМЕНИ ТРАМВАЙЧИК СТАРЫЙ
***
Виктор Каган (Даллас, Техас)
Содержание
Над бледной осенью не дым, а дымки тень
Нас самих с собою рассудит
Мандельштамовские эпиграфы
Октавы
1989
Зимнее
Кенигсберг
Меж пальцев утекают годы
Времени трамвайчик старый
***
МАНДЕЛЬШТАМОВСКИЕ ЭПИГРАФЫ
1
Он опыт из лепета лепит
И лепет из опыта пьёт.
Минование мая
Неожиданно, вдруг.
И, дождинкой сверкая,
Покатился из рук
Неразменный червонец
Уходящей весны.
В царской водке бессониц
Растворяются сны,
В слово лепится лепет
И у губ, у плеча –
Полушёпота трепет
И молчанья свеча.
И росою рассвета
Невесомо паря,
Начинается лето
Как пролог сентября.
2
Перо – кусочек птичьей плоти.
Сколь ни загадывай желанья,
Судьба себе самой равна.
Она печаль и упованье,
Любовь, прозренье и вина,
И обронённое в полете,
Отставшее от косяка
Перо – кусочек птичьей плоти,
Истёкший строчкою стиха.
3
Ох, как крошится наш табак…
Всё было, есть и будет так:
На курьих ножках развалюха
И раскрошился наш табак,
И нож сломался о краюху,
И нам то боязно, а то
Мы тем лишь душу успокоим,
Что вытряхнем на решето
Весь мир и звёзды перемоем.
4
Себя губя, себе противореча,
Себя губя, себе противореча,
Вот так и жить, печали не переча,
Вот так и жить, не требуя у неба
Ни жалости, ни милости, ни хлеба,
И, праздностью не осквернив субботу,
Творить свою нехитрую работу
И почитать за счастье и за благо
Возможность слова, взгляда, жеста, шага,
И вспять не повернуть, когда нагонишь
Елабугу свою или Воронеж,
И руки положить судьбе на плечи,
Преодолев косноязычье речи.
5
… и несладким кормит хлебом
неотвязных лебедей.
Был привкус пасмурного неба
И непролившихся дождей
В сыром тяжёлом ломте хлеба
И жадном крике лебедей.
Был привкус ржавчины и прели
В воде, коснувшейся лица,
Был привкус декабря в апреле
И привкус ямы у крыльца,
Когда под гибельные бредни
Забытый Богом иудей
Крошил в ладони свой последний
Несладкий хлеб для лебедей.
ОКТАВЫ
***
Мне снилось, и сон был прозрачен и краток –
Без символов тайных и прочих страстей,
Июльского дня ещё теплый остаток
Прекрасный, как хлеб на столе без затей,
И девочка – вся из ключиц и лопаток,
Разбитых коленок и острых локтей,
И ты над дорогою дачной песчаной
То радостной птицей, то птицей печальной.
А нынче мне снится, что ты уезжаешь,
А, может быть, я … ты меня провожаешь,
Но не на вокзале, а в старом саду.
То дымом потянет, то прелой листвою,
И я по тропинке с тобою бреду,
И кто-то чирикает над головою,
И вдруг, будто в сказочном страшном бреду,
Стена до небес между мной и тобою.
Проснусь. И засну. И опять что-то снится –
Не лес и не сад, что-то вроде поляны
И воздух прогретый неслышно струится,
И запах то ладана, то валерьяны,
С деревьев кривляются странные птицы
С лицом любопытной и злой обезьяны.
Проснусь. И уже не засну до рассвета.
К чему бы всё это? Что значит всё это?
И я вспоминаю щемяще и нежно
Начало весны. Ещё холодно, снежно,
Хотя уже время снегов сочтено,
Снежинки ложатся на губы, на плечи,
Мы в мире одни бесконечно давно,
Как в юности сбивчивы руки и речи,
Всё ясно и чисто, всё предрешено.
И не отличить мне прощанье от встречи.
***
1989
1
Если ты, Господи,
Надумаешь нас покарать,
Не посылай, Господи,
На нас никакую рать,
Дай нам свободу, Господи,
И мы начнём убивать.
Через неделю, Господи,
Некого будет карать,
Некого будет миловать,
Некого будет казнить,
Некому будет плакать,
Некому хоронить.
2
Вот стою на пороге рая –
Ни войти, ни уйти не могу
И пощёчин с лица не стирая,
Как могу, лицо берегу.
Вспоминаю, не вспоминая.
Забываю – и не забыть.
И стою на пороге рая,
И не знаю, как дальше жить.
* * *
ЗИМНЕЕ
1
На сосновой столешнице след молока,
Недопитая чашка, бутылка пустая.
Незатейливой жизни картинка простая.
Так близка эта жизнь, но и так далека….
::
p.s. Рекомендую усерным читателям Портала “7 ИСКУССТВ” — д о ч и т а т ь
удивительные, б у к в а л ь н о – стихи ВЕКа, Виктора Е. Кагана.
Всем – мирного и весёлого 2019-го, много стихов, интересной прозы – в Блогах,
Мастерских, Заметках. Редакции – благополучия, сил, терпения и много удач.
«Погоны Андерса, как пряжки танцовщицы…»
———————————————————————
Борис Дынин — “Все-таки, как медленно крутятся колеса истории России,
и как они крутятся на одном месте!..
Прошло больше полвека, а в России дует тот же ветер…”
::::::::::::::::::::::::::::::::
Из той же книги Л.Е. Улицкой:
Н.Гoрбаневская
* * *
Как андерсовской армии солдат,
как андерсеновский солдатик,
я не при деле. Я стихослагатель,
печально не умеющий солгать.
О, в битву я не ради орденов,
не ординарцем и не командиром —
разведчиком в болоте комарином,
что на трясучей тропке одинок.
О — рядовым! (Атака догорает.
Раскинувши ладони по траве — — —
а на щеке спокойный муравей
последнюю кровинку догоняет.)
Но преданы мы. Бой идет без нас.
Погоны Андерса, как пряжки танцовщицы,
как туфельки и прочие вещицы,
и этим заменен боезапас.
Песок пустыни пляшет на зубах,
и плачет в типографии наборщик,
и долго веселится барахольщик
и белых смертных поставщик рубах.
О родина!..
Но вороны следят,
чтоб мне не вырваться на поле боя,
чтоб мне остаться травкой полевою
под уходящими подошвами солдат.
1962
blogs.7iskusstv.com/?p=32001
«Армия Андерса» — условное название формирования,
вооружённых сил Польской Республики.
АБ – Стихотворцеву: Вы правы, нашёл сайт с запятой; вместе с извинением — “Поздний ответ” — продолжение сайта MerlinMeler (Истории от Kiel )…
https://www.wattpad.com/193089829-а-а-ахматова-стихи-часть-2-подушка-уже-горяча или — https://www.stihi.ru/2017/07/03/9010
Поздний ответ М. Цветаевой
* * *
Белорученька моя, чернокнижница,
Невидимка, двойник, пересмешник…
Что ты прячешься в черных кустах?
То забьешься в дырявый скворечник,
То блеснешь на погибших крестах…
То кричишь из Маринкиной башни:
«Я сегодня вернулась домой.
Полюбуйтесь, родимые пашни,
Что за это случилось со мной!
Поглотила любимых пучина,
И разграблен родительский дом…»
Мы с тобою сегодня, Марина,
По столице полночной идем,
А за нами таких миллионы,
И безмолвнее шествия нет…
А вокруг погребальные звоны
Да московские дикие стоны
Вьюги, наш заметающей след.
Стихотворцеву — Возможно, мой ответ получите завтра-послезавтра.
Сорри, почта работает хорошо и медленно. «Шире шаг, почтальон!»
🙂
Посмевший: Каков Ваш ежемесячный взнос (в евро) в Зал Славы, чтобы Вам было дозволено и днем и ночью… Ваша неутомимая деятельность отпугивает новых посетителей, и до скрежета зубовного остое..ла старым, то есть, нам, чьи имена бесконечно склоняются в Ваших нескончаемых «Записках сумасшедшего».
::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
Эх Вы, Посмевший-773, это что же получается? Если я и ЕВРЫ в руках не держал, чтобы послать куда, то мне и посметь нельзя свои “Записки” печатать? Посылаю я несколько юаней своим знакомым, они куют из них своё маленькое счастье, а я – усердно записываю.
А Вы от имени каких “старых” посмели? И почему — под ником? Под ником в Зал Славы не попадёте. Лучше собрать, вместе со своими старыми коллегами, по 5 евро (или по 4, если 5 жалко) и, отправлять от своего имени ежемесячно.
К Хануке переплюнете все мои юАНИ примерно на 16 сяку. Вот такая арифметика, д о р о г о й, Посмевший к концу рабочего дня состряпать со скрежетом один коммент. Про бесконечно склоняемые имена – не верю;
вас всего-то раз-два, ну, может быть — две-три.
А в моих заметках-откликах – имена каждый день обновляются.
Разнообразных имён и материалов в Портале достаточно.
p.s. Борису Вайнштейну — привет из «Палаты…»
Ваших пародий нехватает в Блогах (и в Мастерской).
А в Гостевой ников таки развелось, как мухоморов после грозы.
в д о г о н к у — для полного шастця
————————————————————
Татьяна (0na_samaya) wrote,
Она была ниче такая…)
*
Она была ниче такая…
Я подхожу, короче, к ней.
А ты ниче, вообще, такая —
Я говорю, короче, ей.
Она мне: Да и ты ниче, блин!
(А я действительно ниче.)
Я говорю: Раз так, то че, блин —
Пошли ко мне, что ль — или че?
Она сказала: Дай подумать —
А че тут думать, говорю.
Раз я ниче, то че тут думать —
И ты ниче, раз говорю.
Она, короче, че-то мялась,
Стояла мялась че-то все…
Ну ладно, че — чуть-чуть помялась —
Ей говорю — и хватит — все.
Давай, поехали, короче.
Не, не поеду. — говорит.
И хрен с тобой — я ей, короче.
Шуруй, давай, блин — говорит.
А жалко что ниче не вышло —
Она реальная была.
Но если б че-то у нас вышло,
Она б довольная была.
p.s. К сожалению автора стихотворения не знаю…
она звалась Татьяна 🙂
ПОРАЗИТЕЛЬНЫЕ фотографии и текст. Ещё раз – спасибо Онтарио.
https://technolirik.livejournal.com/41089.html
“Когда я просматриваю старые фотографии Бердичева, меня не покидает ощущение безвозвратной утраты. На многочисленных фотографиях начала ХХ века я вижу прекрасный европейский город, который мог бы стать туристической жемчужиной Полесья, если бы не катастрофы ХХ века и бездарное руководство, практически полностью уничтожившие тот Бердичев, каким его еще видела моя бабушка…
В 1793 году в результате разделения ( 2-го раздела) Польши, Бердичев становится городом Российской империи. В этот период Бердичев превращается в один из еврейских религиозных центров. .
p.s. Разделы Польши.
1 раздел 1772 г — Россия «отделила» от Польши Мстиславль (это под Смоленском), Полоцк, Витебск, Могилев, Гомель.
2 раздел — 1793 Россия снова «отделила» от Польши исконно польские территории: Минск, Бобруйск, Житомир, Винницу и т.д.
3 раздел — 1795 год — Россия снова «отделила» от «Польши» исконно польские земли: Брест, Гродно, Владимир, Луцк. На севере там это тоже исконно польские земли: Вильно и Курляндия.
Отклик на статью: М. Полянская. Оттепель – фальшивый ренессанс.
По страницам романа Фридриха Горенштейна «Место»
—————————————————————————
Мина Полянская — 2019-03-02- (393)
«Фридрих Горентейн умер 2 марта 2002 года. 17 лет назад…»
— — — — — — — —
М.П. — “Политический накал атмосферы был настолько высок, что коснулся и самых неожиданных, неучтённых в большой политике представителей общества — уличных проституток. С одной из них — сталинисткой — Гоша подрался на политической почве. И если не бояться преувеличений, можно сказать, что политически ангажированная уличная девица у Горенштейна — единственный в литературе персонаж…»
::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
Классический стиль, знание темы (и лично — Ф.Г.) — как спрятанный в
густом лесу (где сосны смешались с буреломом) родник — такое первое
впечатление от статьи М.П. (4-летней давности). Это — абота про реннесанс и
о замечательном русско-язычном еврейском писателе Фридрихе Горенштейне.
Профессиональный критик мог бы поговорить о многом, обсуждая один из
знаковых романов 20-го века. «…Роман выплыл в начале 90-х тихо и незаметно, без «литературных толков», согласно выражению Белинского, меж тем, как Ефим Эткинд посчитал его «одной из очень высоких точек развития русской литературы в ХХ веке».
И это, отнядь, не фальшивый ренннесанс. Это — результат десталинизации.
… «Надо сказать, что книга была всё же представлена к премии «Русский Букер», впервые учреждённой в 1992 году, — добавляет М.П. — но не удостоилась её, оставшись в «коротком списке». И дальше: «Писатель посчитал присутствие своего романа в «коротком списке» не отличием, а унижением и в дальнейшем — до самой смерти в 2002 году — в литературных конкурсах не участвовал…»
Что можно добавить к этим двум абзацам? — Картина закончена, и картина эта
известна каждому усердному читателю, поклоннику таланта Ф.Горенштейна и благодарного читателя Мины Полянской.
Однако, если не бояться преувеличений, можно добавить 2-3 несущественные детали: «политически ангажированная уличная девица у Горенштейна — единственный в литературе персонаж…» — полагаю, что не совсем ангажированная, м.б. — по зову сердца? Кроме того, надеюсь, уважаемый автор простит мне вот что: если бы сейчас в РФ был прозаик такого класса, такой зоркости, как Ф.Г., количество «политически ангажированных уличных девиц» в современной российской литературе увеличилось бы очень сильно.
p.s. В.Ф. — Те, кто поносит Хрущёва, косвенно оправдывают сталинизм, ибо Хрущёв был смещён как раз за десталинизацию, а при Брежневе началась, как было замечено, медленная, осторожная реабилитация Сталина.
E.M. Все хорошо, прекрасная маркиза!
Экономическая наука в начале XXI века
“«Вот окончательный результат анализа, что бы еще мы не рассматривали дальше: культурный конфликт — это о власти, это борьба за то, чтобы добиться и удерживать власть определять реальность». Или, как пишет он (Джеймс Дэвисон Хантер) в другом месте, — это борьба за власть давать вещам имена (выделено мной — ЕМ)…
..Нынешняя война в культуре отличается от прошлых характерной чертой — она тотальна. Ареал борьбы охватывает все области жизни и фундаментальные институты и ценности общества. Частная и публичная сферы, межрасовые отношения, право и охрана порядка, здравоохранение, семья и брак, гендерная идентификация, образование (школьное, высшее), сексуальная жизнь, человеческие привычки и обычаи, национальные праздники и спорт, история страны, национальные символы, идеалы и герои… — все вовлечено в эту войну. Другая важная характеристика: ценности враждующих сторон взаимно противоположны, и обе стороны убеждены в своей моральной правоте.
Это две разные вселенные, говорит Хантер. Компромиссы и мир между ними невозможны”
:::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
Работа Е.Майбурда — не экономное чтиво, это – э н ц и к л о п е д и я — экономического и культурного развития… Или наша цивилизация сохранится, или появится новое определение, легализующее варварство. Автору – поклон.
http://7i.7iskusstv.com/y2019/nomer2/majburd/
В.Ф.- Со словом «всегдашность» ещё можно, скрепя сердце, согласиться.
Но Вы не заметили, там написано «Всегдашнесть».
«»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»
Опечатка, а сколько энергии, времени и пространства потрачено.
Виктор (Бруклайн)
Поэт и писатель Михаил Бару Бог знает почему привёл в Фейсбуке цитату из книги «Главы из воспоминаний моей жизни» Михаила Александровича Дмитриева (1796-1866)
«Все зло нашего уголовного процесса лежит в следствии: не оттого, чтобы правила следствия были дурны или недостаточны; но от исполнения, от невежества понятий и от грубости чувств…
…Это — подонки общества, отребие человечества!
:::::::::::::::::::::::::::::
Если б не имел я грубых чувств, написал бы не коммент ненужный, а занялся ГрамМАТикой, исправив “отребие”, смягчил, так сказать, — на “отребье”.
Правый, но чуть с уклоном (бывший Левый, но только чуть)
— (849) Несколько дней назад я спросил…
::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
Вы в тот день были чуть левый? Тогда вопрос засчитывается ли?
Запутали Вы меня, уважаемый — Правый но чуть с уклоном,
совсем запУтали…
🙂 Чуть левый это примерно как чуть подлый — ? Или как — ?
Попроще надо бы, как справедливо написал мне не так давно В.Суравикин.
Не как Флобер, и не совсем, как Бодлер, но не так, чтобы промокли паруса,
“не вынеся тягот, под скрежет якорей”..
стыд-то какой. ЗаМЕтил поклонник Бодлера,
однако не Максиму Дю Кану —
. . .
Шарль Бодлер (Charles Baudelaire)
Плаванье
Перевод М. Цветаевой
* * *
..Плывут, плывут, плывут в оцепененье чувств,
Пока ожоги льдов и солнц отвесных пламя
Не вытравят следов волшебницыных уст…
На облако взгляни: вот облик их желаний!
Как отроку — любовь, как рекруту — картечь,
Так край желанен им, которому названья
Доселе не нашла еще людская речь…
————
Сильно сказано.. «волшебницыных уст…» и так далее
Евг. Рейн такого не напишет, imho.
Сегодня день рождения Б.Л. Пастернака.
и день смерти А.С. Пушкина.
:::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
Алекса́ндр Серге́евич Пу́шкин
( 6 июня 1799, Москва — 10 февраля 1837, Санкт-Петербург) —
русский поэт, драматург и прозаик, заложивший основы русского
литературного языка, критик и теоретик литературы…
— — — — — — — — — — — — — —
Борис Леонидович Пастернак
(10 февраля 1890, Москва – 30 мая 1960, Переделкино)
– русский поэт и писатель, лауреат Нобелевской премии
по литературе (1958)
— — —
Борис Пастернак. Про эти стихи
***
На тротуарах истолку
С стеклом и солнцем пополам,
Зимой открою потолку
И дам читать сырым углам.
Задекламирует чердак
С поклоном рамам и зиме,
К карнизам прянет чехарда
Чудачеств, бедствий и замет.
Буран не месяц будет месть,
Концы, начала заметет.
Внезапно вспомню: солнце есть;
Увижу: свет давно не тот.
Галчонком глянет Рождество,
И разгулявшийся денек
Прояснит много из того,
Что мне и милой невдомек.
В кашне, ладонью заслонясь,
Сквозь фортку крикну детворе:
Какое, милые, у нас
Тысячелетье на дворе?
Кто тропку к двери проторил,
К дыре, засыпанной крупой,
Пока я с Байроном курил,
Пока я пил с Эдгаром По?
Пока в Дарьял, как к другу, вхож,
Как в ад, в цейхгауз и в арсенал,
Я жизнь, как Лермонтова дрожь,
Как губы в вермут окунал.
:::::::::::::::::::::::::::::::::
Спекторский
***
Вступленье
Привыкши выковыривать изюм
Певучестей из жизни сладкой сайки,
Я раз оставить должен был стезю
Объевшегося рифмами всезнайки…
И год не нов. Другой новей обещан.
Весь вечер кто-то чистит апельсин.
Весь вечер вьюга, не щадя затрещин,
Bрывается сквозь трещины тесин.
Но юбки вьются, и поток ступеней,
Сорвавшись вниз, отпрядывает вверх.
Ядро кадрили в полном исступленьи
Разбрызгивает весь свой фейерверк,
И все стихает. Точно топот, рухнув
За кухнею, попал в провал, в мальстрем,
B века…- Рассвет. Ни звука. Лампа
тухнет,
И елка иглы осыпает в крем…
«И дальше, говоря об отце («не добежавшем до Спинозы»)…Скорее всего, «Хаос иудейский»…был не понятый им отец…»
= = = =
Поразителен факт одобрения читателями, не дочитавшими стихов, не
говоря уж о прозе О.Э…Вроде — ну как там, Ал-др Ябл., между мирами… как там дышится, как пишется… Mне полегче: уважаемый Дежурный калитку в Заметки закрыл, и нет мне грешнику покоя ни в полнолуние, ни на ущербной луне
Виктор Каган
Санкт-Ленинград: стихофотопись
Свидание
Я столько лет под этим небом не был,
что не пойму уже, где быль, где небыль,
о чём молчит, глядясь в Неву, ампир…
Бомжи проходят мимо вереницей,
и чудятся средь них родные лица,
но не окликнуть, не заговорить.
Мутна минувшей жизни роговица…
Но тут поймёшь, что всё это лишь снится,
что ссохлись губы и что хочешь пить …
Вдоль Мойки … вдоль Фонтанки … не спеша …
Пить воздух из небесного ковша
по-питерски слоистый, как когда-то,
настоянный на корюшке, весне,
и думая, что всё это во сне,
щекою ощущать тепло заката.
И до утра на спуске у Невы
быть с нею то на ты, а то на вы,
как с женщиной за миг перед признаньем,
когда ещё кружúтся голова
и тайным смыслом полнятся слова,
и нежность чуть испугана желаньем…
***
Годъ на̀ годъ, вѣкъ на̀ вѣкъ не подходятъ.
Всякому времени довлѣетъ злоба его.
Разноцветье на кровú. Храм на месте лужи крóви.
Жизнь со смертью vis-à-vis. Чёрных туч седые брови.
Солью съедены следы. Две васильевские свечки.
Городской белиберды отраженье в Чёрной речке.
Не походит год на год, век на век. Но в век из века
та же речка, тот же брод, тот же рак и тот же грека.
_______________________________________________
Игорь Ю. — …Этот цикл, на мой взгляд, еще одно подтверждение правильности выдвижения Виктора Ефимовича Кагана в разделе конкурса «За заслуги перед порталом»
Отклик на статью: Виктор Каган: Санкт-Ленинград: стихофотопись
::::::::::::::::::::::::
тем же бродом с новым греком шли варяги через рекку
Александр Пушкин в ж-ле Слово\Word
————————————————————-
http://litbook.ru/article/12456/
Чисто личные эпитафии некоторым сотрудникам журнала+1
Александр Пушкин, Слово\Word, №100 • 30.12.2018
***
Георгадзе. Марину я любил любовью брата (а может быть, и не совсем). Жена ей жаловалась как-то: «Марин, Пушкин влюблен в тебя по уши, всю подушку обмочил», — и обе хохотали. Марина любила индейцев, чуть ли не больше, чем свою Грузию (жила в Москве). И вечно спешила: в Бразилию, Флориду, Каролину… И с раком кожи – в Мексику, на воды-пирамиды… «Мы идем туда, куда хочет дух». Острижена, в платке, пришла последний раз в контору. «Ну вот, мы оба бриты». Ей было 40 в 2006 году. Ее амулет на ключах – вот он. Знаю людей, которые не могут ее читать, и даже книжки держать в своем доме. Им страшно:
Умерла. Мертва. Растеклась по лондонским мостовым.
Не увлек, не спас, за руку — мог! — но не оттащил.
Воронье кричит: не хватило сил,
Но зато ты можешь уйти живым.
***
Умерла. Мертва. Голубой волной по камням рука,
Передсмертный крик застилает слух.
Выбирая вечно одно из двух,
Ты не можешь выбрать наверняка….
ещё одна интересная работа Михаила Эпштейна
—————————————————————————
Опубликовано в журнале: Звезда 2000, 4
http://www.zh-zal.ru/zvezda/2000/4/epsht.html
Хасид и талмудист.
Сравнительный опыт о Пастернаке и Мандельштаме
ЭССЕИСТИКА
1. ЧУЖЕЯЗЫЧНОСТЬ . ПОЭЗИЯ И КАБАЛА
Усилиями национал — литераторов Пастернак и Мандельштам зачислены в
“ русскоязычные ” поэты , ввиду своего нерусского происхождения . Термин кажется позорным клеймом — и литераторы — интеллигенты стараются отмыть его , доказывая всецелую принадлежность Пастернака и Мандельштама коренной русской словесности . Как будто само определение “ русский ” — знак отличия , за который хорошим писателям следует состязаться . Не перенимают ли вполне либеральные ценители тот узко национальный критерий оценки, который сами справедливо осуждают ?…..
:::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::;
Вспомнилось, как разбиралось — Еврейский ЛИ писатель Фридрих Горенштейн..
«Британский портал Vouchercloud составил рейтинг самых умных стран в мире, основываясь на трех основных факторах — числе нобелевских лауреатов, среднем IQ населения и результатах успеваемости в школах…
Казахстан упомянули в рейтинге умнейших стран мира
Казахстан не вошел в основной рейтинг, но занял девятое место среди всех государств мира по достижениями школьников, опередив Великобританию, Израиль, Швейцарию и другие страны. Этот результат авторы рейтинга назвали сюрпризом.
«Сосед России Казахстан превзошел все ожидания, оказавшись на девятом месте в списке стран с самыми умными детьми на планете. Возможно на наших глазах рождается новая интеллектуальная сверхдержава?» —
говорится в публикации: https://news.mail.ru/society/35964534/
C приложением «Новости Mail.Ru» — читать удобнее!
:::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
«Много песен слыхал я в родной стороне,
В них про радость и горе мне пели,
Но одна из тех песен в память врезалась мне, —
Это песня рабочей артели.
Припев:
Эй, дубинушка, ухнем!
Эй, зелёная, сама пойдёт!
Подёрнем, подёрнем,
Да ухнем!
Англичанин-мудрец, чтоб работе помочь,
Изобрёл за машиной машину.
А наш русский мужик, коль работать невмочь,
Так затянет родную дубину…
Припев
Но то время придёт – встрепенётся народ,
И стряхнув вековую кручину,
Он в дремучем лесу на врагов изберёт
Здоровее и крепче дубину…
Припев
Так иди же вперёд ты, великий народ,
Позабудь своё горе-кручину
И в свободе святой гимном радостным пой
Дорогую родную дубину.
Эй, дубинушка, ухнем!
Эй, зелёная, сама пойдёт!
Подёрнем, подёрнем,
Да ухнем!
(музыка народная, сл. В. Богданова и Ф. Шаляпина)
18.08.1910 г.
http://onesong.ru/20/FIShalyapin/tekst-pesni-Dubinushka
На этой странице находится текст песни Ф.И.Шаляпин — Дубинушка,
а также перевод песни и видео или клип.
• (Первоначальный вариант песни)
* * *
Много песен слыхал я в родной стороне,
В них про радость, про горе мне пели,
Но из песен одна в память врезалась мне,
Это песня рабочей артели.
Эх, дубинушка, ухнем,
Эх, зеленая, сама пойдет,
Подернем, подернем, да ухнем.
И от дедов к отцам, от отцов к сыновьям
Эта песня идет по наследству,
И как только работать нам станет невмочь,
Мы к дубине, как к верному средству.
Эх, дубинушка, ухнем,
Эх, зеленая, сама пойдет,
Подернем, подернем, да ухнем.
Я слыхал эту песнь, ее пела артель
Поднимая бревно на стропила,
Вдруг бревно сорвалось, и умолкла артель,
Двух здоровых парней придавило.
Эх, дубинушка, ухнем,
Эх, зеленая, сама пойдет,
Подернем, подернем, да ухнем.
Тянем с лесом судно, иль железо куем,
Иль в Сибири руду добываем,
С мукой, с болью в груди одну песню поем
Про дубину, мы в ней вспоминаем.
Эх, дубинушка, ухнем,
Эх, зеленая, сама пойдет,
Подернем, подернем, да ухнем.
И на Волге-реке утопая в песке
Мы ломаем и ноги и спину,
Надрываем там грудь и чтоб легче тянуть
Мы поем про родную дубину.
Эх, дубинушка, ухнем,
Эх, зеленая, сама пойдет,
Подернем, подернем, да ухнем.
Но настанет пора и проснется народ,
Разогнет он могучую спину,
И на бар и царя, на попов и господ
Он отыщет покрепче дубину.
Эх, дубинушка, ухнем,
Эх, зеленая, сама пойдет,
Подернем, подернем, да ухнем.
Григорий Т.
.. .. ..
А тот, кто на велосипеде,
Быстрей, чем бегущий. доедет.
::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
Кто ездит на велосипеде
быстрее, чем на машине?
Туристы из Ерусалима
давно обогнали алимов,
потом поспрошали налимов
Алимы звонили Китаю
Китаи послали в Оттаву
Григорий прислал Ту из Лимы
И три лимузины
O стихотворениях Зюскинда из Тримберга
————————————————————
Перевод песни Зюскинда из Тримберга
Йеѓуда Векслер
«В стихах Зюскинда ясно обнаруживаются реминисценции из Священного Писания и Талмуда, а их пессимизм свидетельствует о том, что и он испытал унижения и преследования…»
******
Хочу я бороду седую —
Чтоб доставала до колен,
Теперь хочу я чёрный плащ до пят,
Настроюсь на еврейский лад
И буду жить, как жили деды,
Дорогу жизни проходя.
Всё, я в разводе с господами,
Не надо больше мне их благ,
Их песни больше петь не буду,
Уже ни с кем не соревнуюсь
И за призами не гонюсь.
Я стал смиренным иудеем,
С нелепой шляпою колокольцем
И пейсами из-под неё,
:::::::::::::::::::::::::::::::::::::
Всё показалось потрясающе интересным, кроме последних двух строчек:
“Но мой позор не променяю
На латы, меч или копьё…” — Чего-то я не понял – позор в чём – в нелепой шляпе или в латах, мече, который окровавлен, или – в копье?
S.O.S. ! Не знаю и — кому задать вопрос…
Быть может, Torpusman Abram иль — Йеѓуда Векслер
Пошёл было искать по Гостевой… Совок – в Баку;
Л. Беренсон в Еврейском государстве.. “Не все преграды в еврейство нам полезны” — он считает;
В. Зайдентрегер: “непросвещенный взгляд: действия харедим — это самый настоящий АНТИСЕМИТИЗМ. Я его называю «религиозный антисемитизм. Он ничем не лучше всех других видов антисемитизма, нам известных…”-
Пошёл он даже дальше: “В Израиле, как минимум, хвост виляет собакой. «О так мне кажется», как говорил мой дед Абрам.»
— Абрама,деда исказил , однако: “ОТАК” — должно быть ВМЕСТЕ. Так,
далёко отошёл здесь внук от деда. Однако, пьёт он за Победу. Хорошо. Запьём, пойдёмте дальше.
Бенни (из Тороно) поехал в Альпы, сорри, – Пало Альто и там любуется. Имеет п р а в о. Бывал и я когда-то в Пало Альто. Однако, послушаем про Бенни: “… В еврейском центре в Пало-Альто, Калифорния. Я вообще в Калифорнии много бываю…Oshman Family JCC, большой и красивый центр, там на виду все вполне нормальные реформисты и светские евреи. Но их начальство косвенно борется за «права меньшинства» самых-самых радикальных из них, которые хотят обгиюрить пол Судана и привести его в Израиль — на вашу голову и за ваши налоговые шекели. Им это очень поможет само-оправдаться перед местной Антифой в своей еврейской «двойной белой привилегии».
Отлично сказано; я почему-то Бенни верю. А Вы? Хотите нас с ним “ об-гиюрить? Мерси, мы сами. И наши мамы-папы тоже… Сорри. Извините.
P.S. Не буду я цитировать марксистов; ни В.З. и ни Совок не очень интересны
Про Беренсона начал я … не получается однако.
Пусть Илья Гирин, он с ним заодно.
Я же ЗА Янкелевичем и Дыниным – вперёд, и если в Феврале мне повезёт,
то в Марте разведу свой ОГОрод.
А в нём, известно всем соседям, — всё растёт.
Шалом. Леитраот. Вот.
Помещаю в Блоге несколько стихотворений (отрывочно) из подборок ВЕКа. Возможно, читатели забыли некоторые, незабываемые строчки поэта.
Решил напомнить – к 80-ой годовщине другого, почти забытого ныне гения, –
Осипа Э. Мандельштама.
* * *
Виктор Каган
Подборка: НА ТО И СТИХИ…
***
Ошалевшего мира метанья,
грех безгрешья, безгрешность греха,
первый крик и конца бормотанье,
откровение и чепуха…
но во сне ещё нежится кочет,
и кружится над яслями снег,
крылья по снегу птица волочит,
тащит крест жития человек,
шелестенья снежинок волжбою
разговор о душе и судьбе,
и Мария с обложки «Плэйбоя»
улыбается молча тебе.
* * *
http://www.mromm.com/p/KaganViktor-01.htm
ВРЕМЕНИ ТРАМВАЙЧИК СТАРЫЙ
***
Виктор Каган (Даллас, Техас)
Содержание
Над бледной осенью не дым, а дымки тень
Нас самих с собою рассудит
Мандельштамовские эпиграфы
Октавы
1989
Зимнее
Кенигсберг
Меж пальцев утекают годы
Времени трамвайчик старый
***
МАНДЕЛЬШТАМОВСКИЕ ЭПИГРАФЫ
1
Он опыт из лепета лепит
И лепет из опыта пьёт.
Минование мая
Неожиданно, вдруг.
И, дождинкой сверкая,
Покатился из рук
Неразменный червонец
Уходящей весны.
В царской водке бессониц
Растворяются сны,
В слово лепится лепет
И у губ, у плеча –
Полушёпота трепет
И молчанья свеча.
И росою рассвета
Невесомо паря,
Начинается лето
Как пролог сентября.
2
Перо – кусочек птичьей плоти.
Сколь ни загадывай желанья,
Судьба себе самой равна.
Она печаль и упованье,
Любовь, прозренье и вина,
И обронённое в полете,
Отставшее от косяка
Перо – кусочек птичьей плоти,
Истёкший строчкою стиха.
3
Ох, как крошится наш табак…
Всё было, есть и будет так:
На курьих ножках развалюха
И раскрошился наш табак,
И нож сломался о краюху,
И нам то боязно, а то
Мы тем лишь душу успокоим,
Что вытряхнем на решето
Весь мир и звёзды перемоем.
4
Себя губя, себе противореча,
Себя губя, себе противореча,
Вот так и жить, печали не переча,
Вот так и жить, не требуя у неба
Ни жалости, ни милости, ни хлеба,
И, праздностью не осквернив субботу,
Творить свою нехитрую работу
И почитать за счастье и за благо
Возможность слова, взгляда, жеста, шага,
И вспять не повернуть, когда нагонишь
Елабугу свою или Воронеж,
И руки положить судьбе на плечи,
Преодолев косноязычье речи.
5
… и несладким кормит хлебом
неотвязных лебедей.
Был привкус пасмурного неба
И непролившихся дождей
В сыром тяжёлом ломте хлеба
И жадном крике лебедей.
Был привкус ржавчины и прели
В воде, коснувшейся лица,
Был привкус декабря в апреле
И привкус ямы у крыльца,
Когда под гибельные бредни
Забытый Богом иудей
Крошил в ладони свой последний
Несладкий хлеб для лебедей.
ОКТАВЫ
***
……
А нынче мне снится, что ты уезжаешь,
А, может быть, я … ты меня провожаешь,
Но не на вокзале, а в старом саду.
То дымом потянет, то прелой листвою,
И я по тропинке с тобою бреду,
И кто-то чирикает над головою,
И вдруг, будто в сказочном страшном бреду,
Стена до небес между мной и тобою.
Проснусь. И засну. И опять что-то снится –
Не лес и не сад, что-то вроде поляны
И воздух прогретый неслышно струится,
И запах то ладана, то валерьяны,
С деревьев кривляются странные птицы
С лицом любопытной и злой обезьяны.
Проснусь. И уже не засну до рассвета.
К чему бы всё это? Что значит всё это?
И я вспоминаю щемяще и нежно
Начало весны. Ещё холодно, снежно,
Хотя уже время снегов сочтено,
Снежинки ложатся на губы, на плечи,
Мы в мире одни бесконечно давно,
Как в юности сбивчивы руки и речи,
Всё ясно и чисто, всё предрешено.
И не отличить мне прощанье от встречи.
***
1989
1
Если ты, Господи,
Надумаешь нас покарать,
Не посылай, Господи,
На нас никакую рать,
Дай нам свободу, Господи,
И мы начнём убивать.
Через неделю, Господи,
Некого будет карать,
Некого будет миловать,
Некого будет казнить,
Некому будет плакать,
Некому хоронить.
2
Вот стою на пороге рая –
Ни войти, ни уйти не могу
И пощёчин с лица не стирая,
Как могу, лицо берегу.
Вспоминаю, не вспоминая.
Забываю – и не забыть.
И стою на пороге рая,
И не знаю, как дальше жить.
* * *
ЗИМНЕЕ
1
На сосновой столешнице след молока,
Недопитая чашка, бутылка пустая.
Незатейливой жизни картинка простая.
Так близка эта жизнь, но и так далека….
::
p.s. Рекомендую усерным читателям Портала “7 ИСКУССТВ” — д о ч и т а т ь
удивительные, б у к в а л ь н о – стихи ВЕКа, Виктора Е. Кагана.
Всем – мирного и весёлого 2019-го, много стихов, интересной прозы – в Блогах, Мастерских, Заметках, Журналах…
Редакции – благополучия, сил, терпения и много удач.