КАК ВАЖНО ПРАВИЛЬНО ПЕРЕВОДИТЬ

Известен спор Эйнштейна с Александром Фридманом, который Фридман выиграл. Коротко дело вот в чем: Эйнштейн сделал вывод из своей же теории относительности, что Вселенная стационарна, ее радиус кривизны от времени не зависит. Фридман опроверг это и нашел решения уравнений Эйнштейна, по которым Вселенная расширяется. Эйнштейн на эту статью отреагировал скептически — мол, результаты Фридмана кажутся ему подозрительными. Фридман написал Эйнштейну большое письмо, где доказывал, что прав. Эйнштейн в это время уехал в Японию и в Палестину, вернулся через несколько месяцев. Но через полгода после написания письма Эйнштейна «перехватил» друг Фридмана Крутков и заставил все еще раз перепроверить, после чего Эйнштейн признал правоту Фридмана.
Вопрос: дошло ли до Эйнштейна то письмо или Эйнштейн впервые увидел его (копию) из рук Круткова?
Об этом можно судить по реплике Эйнштейна, перевод которой на русский был опубликован в его собрании сочинений (т.2, стр. 119):
К РАБОТЕ А. ФРИДМАНА
„О КРИВИЗНЕ ПРОСТРАНСТВА»*
В предыдущей заметке г я подверг критике названную выше работу. Однако моя критика, как я убедился из письма Фридмана, сообщенного мне г-ном Крутковым, основывалась на ошибке в вычислениях. Я считаю
результаты Фридмана правильными и проливающими новый свет. Оказывается, что уравнения поля допускают наряду со статическими также и динамические (т. е. переменные относительно времени) центрально-симметричные решения для структуры пространства.
Поступила 31 мая 1923 г.
*******************************
Что отсюда следует? Что письмо Фридмана сообщил Эйнштейну Крутков. Т.е. раньше Эйнштейн его в глаза не видел. А теперь посмотрим на оригинал этой заметки.
В нем сказано немного иначе:
Mein Einwand berühte aber — wie ich mich auf Anregung des Herrn Krutikoff an Hand eines Briefes von Herrn Friedmann überzeugt habe — auf einem Rechenfehler.
Иначе говоря:
«Мое возражение основывалось на ошибке вычислений, в чем я убедился по инициативе господина Круткова на основании письма от господина Фридмана».
Т.е. Крутков не сообщал Эйнштейну письмо Фридмана, как стоит в Собрании сочинений, а инициировал внимательное прочтение письма, которое Эйнштейн все же получил.
Кому такие нюансы не важны, забудьте и двигайтесь дальше. Мне же эти подробности представляются существенными.

Добавить комментарий