Голубая нить

ЛАЗУРНЫЙ ПЛОД

 Прочитаем библейский текст:

«И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им, чтоб они делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти; и будут они в кистях у вас для того, чтобы вы, смотря на них, вспоминали все заповеди Господни, и исполняли их, и не ходили вслед сердца вашего и очей ваших, которые влекут вас к блудодейству» (Числа 15:37-39).[1]

Перевод текста Танах еврейской редакцией:

«И сказал Господь Моше так: Говори сынам Исраэля и скажи им, чтобы делали себе кисти на углах одежд своих для поколений своих, и придадут они к кисти на углу нить лазурную. И будет вам кистью, чтобы видели это и помнили вы все заповеди Господни и исполняли их, и не высматривали вослед сердцу вашему и глазам вашим, за которыми вы блудно следуете. Чтобы вы помнили и исполняли все Мои заповеди и были святы для Б-га вашего. Я Господь, Б-г ваш. Который вывел вас из земли Мицраима, чтобы быть для вас Б-гом. Я Господь, Б-г ваш» (Бамидбар 15, 37-41).[2]

Приведём ещё один перевод текста Танах еврейской редакцией:

«И вплетают в кисти с каждого края голубую нить. Это будет кисть вам; глядите же на нее и вспоминайте все заповеди Господни и исполняйте их, дабы не следовали вы сердцу вашему и очам вашим во влечении похотливом» (Бамидбар 15, 38-39).[3]

Завет Бога передан евреям простыми и понятными словами. На одежде необходимо сделать кисти нитей, одна нить должна быть голубого цвета («тхелет»). Такая кисть должна быть видимой на одежде. Богослов Раши  ответил на вопрос используя библейские истории. Он толкует слово иврита «цицит»: кисть называется «цицит» в связи с тем, «чтобы видели это». Подобно «выглядывает מציץ сквозь решетки» [Шир га Ширим 2, 9]. И, следовательно, слово «цицит» означает то, на что направлен взгляд, «кисти видения». При виде кисти нитей евреи будут вспоминать заповеди Бога, исполнять заповеди Бога и будут не иметь желание совершать блудные действия.

Но смысловая связь между нахождением лазурной (голубой) нити («тхелет») в кистях и влечением людей к блуду непонятна.

Выскажу догадку.

 

Как можно толковать библейские тексты?

Философ Барух Спиноза писал:

«Все познание Писания должно заимствовать из него одного. Наконец, Писание не дает определений вещей, о которых оно говорит, как не дает [их] также и природа. Посему, подобно тому как определения естественных вещей должно выводить из различных действий «природы», так и [эти определения] должны быть извлечены из различных рассказов, которые встречаются в Писании о каждой вещи. Следовательно, общее правило толкования Писания таково: не приписывать Писанию в качестве его учения ничего, чего мы не усмотрели бы самым ясным образом из его истории. […] Она должна содержать природу и свойства языка, на котором книги Писания были написаны и на котором их авторы обыкновенно говорили. Ведь таким образом мы будем в состоянии найти все значения, которые каждая речь может допускать на основании обычного способа выражения»[4]

Вот мысль Б. Спинозы: каждый, если будет в своих «рассуждениях не допускать никаких других данных, кроме тех только, которые берутся из библейских историй, всегда будет в уверенности в правильности своих действий». А этот метод истолкования Писания, пишет Б. Спиноза, не отличается от метода истолковании природы. «ибо как метод истолкования природы состоит главным образом в том, что мы излагаем собственно историю природы, из которой, как из известных данных мы выводим определения естественных вещей, так равно и для истолкования Писания необходимо начертать его правдивую историю и из неё , как из известных данных и принципов, заключать при помощи законных выводов о мысли авторов Писания»[5].

Толкование библейских историй не всегда даёт правильные выводы. Выводы могут быть ошибочными, например, от недостатка знаний. Речь идёт о правильности поиска через толкования библейских историй. Так мне видится неверность рассуждений некоторых богословов о десяти коленах израильских, которые «пропали» из истории еврейского народа . Такие предположения не находят своего подтверждения в Танах. В Писании ясно написано, что все 12 колен Израиля постоянно жили на земле обетованной.

 

Особая нить в кисти

Среди нитей кисти на одежде еврея, была одна нить, отличающая по цвету от всех остальных ниток. Почему отличительная нить («тхелет») в пучке нитей должна быть голубого (лазурного) цвета?

«Мудрецы объяснили, почему нужна именно синяя нить: синий цвет напоминает море, море напоминает небо, небо напоминает Присутствие Творца. […] Об этом говорит синяя нить цицит»[6].

Такой ответ вызывает вопрос: говорил ли Моисей в пустыне Синай евреям о море, которое евреи, вчерашние египетские пленники, никогда не видели? В библейской истории об этом нет сведений.

Выскажем предположение, что голубая нить в кистях нитей молитвенной одежды должна напоминать евреям об одной заповеди среди других. Нить голубого цвета в кисти должно заставить еврея вспоминать особенно важную заповедь.

Прочитаем в Библии о первом запрете Бога Адаму: «заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Бытие 2:16-17).

 

Женщина в Раю

Жена Адама в Раю, соблазненная змеем, решилась попробовать запретный плод дерева познания добра и зла.

«И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Бытие 3:6).

Какое знание получили жена Адама и сам Адам?

«И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги» (Бытие 3:7). Еда не просто пища, а получение знаний, превращения в себе понятия природы.

Плод, возможно, вызывал у женщины похоть, страсть к мужчине. Жена Адама родила ребенка и муж стал называть её Ева, что значит «жизнь».

В Библии не написано как выглядит плод дерева познания добра и зла, о его цвете и размере. Иудейская традиция толкования текста предполагает, что плодом дерева познания добра и зла был инжир. В пользу этой версии свидетельствует тот факт, что Адам и его жена сделали себе пояса из листьев дерева инжира (Берешит 3, 7).

Инжир является древним культурным растением. Листья фиги по форме лопастые, разделены на три, пять, семь долей, часто на три доли. Средняя доля листа вытянутая, по бокам расположены маленькие доли листа. Плод инжира имеет грушевидную форму, плоды съедобны целиком. Цветы дерева находятся внутри плода. В этом отличие инжирного дерева от других плодовых деревьев. Плод инжира покрыт тонкой кожицей с мелкими волосками. В утолщенной части плода имеется отверстие, прикрытое чешуйками. Через это отверстие внутрь женской особи плода проникают осы, которые приносят пыльцу с мужских особей плода. Происходит опыление цветов плода. Плод разных сортов инжира имеет окраску от жёлтой до чёрно-синей, голубого, лазоревого цвета (иллюстрация 36).

Почему особая нить в кисти должна быть голубого цвета?

Ева ела плод инжира. Слово библейского иврита «תֹּאכַל» («тахаль») есть перевод слов «ела», «попробовала» и «сожрала».

Слово иврита «תָכוֹל» («тахоль») переводится: голубой (о цвете).

Слово библейского иврита «תְּכֵלֶת» («тхелет») означает голубую нить, голубую шерсть (Исход 26:1 и др. тексты) и голубой цвет (Исход: 26:4 и др. тексты).

Ассоциация с голубым цветом фрукта происходит из-за схожести слов библейского иврита для «тахаль» (ела) и «тахоль (голубой цвет). Наименование фрукта, возможно, определяется обозначением дерева (инжир), из листьев которого были изготовлены одеяния Адама и его жены после поедания фрукта. Строение фрукта вызывало похоть у жены Адама, стремление к соитию с ним. Поэтому, исходя из выше сказанного, в библейской истории жена Адама ела (удала) фрукт инжир и дала мужу, и он ел (удал).

Голубая нить «тхелет» в кисти «цицит» при взгляде на кисть должна напоминать еврею о поступке жены Адама. Она выбрала глазами и сердцем (телесные и душевные чувства) фрукт голубого цвета среди ветвей и других плодов дерева. Она ела плод и ел её муж. Фрукт вызывал стремлением к блуду. Голубая нить «тхелет» в кисти «цицит» должна напоминать о наказании Адама и его жены за нарушения божеского запрета.

Ответим на вопрос: почему нить голубого цвета («тхелет») отсутствует в «цацит (кисти) ткани («талит»), которая накидывается на одежду еврея при его молитве?

Ответ: согласно мнению некоторых еврейских богословов для окраски заметной нити в пучке ниток должен использоваться особый краситель. Голубая нить, именуемая как и сам цвет, на иврите «тхелет» напоминает море и небо. Краситель нельзя заменить какими-либо красками-заменителями. Секрет изготовления голубой краски в первые века был утерян. Поэтому сегодня религиозные евреи носят кисти («цицит») на одежде («талит») без окрашенной нити («тхелет»).

 

Христианский плен

Выскажу мнение об отсутствии нити голубого цвета в кисти талита:

Надо обратить внимание, что во-первых, в божеском завете говориться только о цвете особой нитки «тхелет» в кисти «цацит». Ничего в завете не говорится о способе изготовления голубой краски. То есть в Писании нет запрета на использование любого красителя нитки в  голубой цвет. Историю исчезновения голубой нити надо искать не в библейских историях,  а в современной истории еврейского народа.

Возможно, голубую, синюю, цвета лазури нить в кистях низа одежды евреям запретили христианские правители, как много всего запрещали евреям в христианских государствах. Цвет в христианстве имеет глубокий смысл. Например, в римской империи цвет пурпура был символом империи. Издавались указы, запрещающие использование этой краски кому бы то ни было кроме императора и его семьи.

Голубой цвет в христианской культуре имел значимое сакральное значение. Христиане запретили евреям в кистях «талита» иметь нить голубого цвета, так как она символизировала стремление к блюду. Принятие евреями запрета определено практикой жизни евреев в христианских странах. Надо признать, что евреи после разрушения Второго Иерусалимского Храма и создания христианских государств были не «в галуте» (жизнь евреев вне Палестины, в «рассеянии»), а в христианском плену. С времён образования в Европе христианских государств евреи получали постоянное ограничения своих свобод и прав.

Например, христианские правители в христианских странах, где проживали евреи, заставили евреев признавать евреями только детей, рожденной еврейкой. Автор считает, что такого указания в Танахе нет.

Возможно, запрет иметь голубую нить в пучке ниток в одеянии еврея во время молитвы – один из заказов для еврея в первые века в христианской стране.

 

[1] Библия Синодального перевода.

[2] Тора с комментарием Раши. Перевод Ф. Гурфинкель. Интернет.

[3] «Тора. Современный комментарий». Главный редактор В. Гюнтер Плаут. Всемирный Союз Прогрессивного Иудаизма. Иерусалим, 2005.

[4] Бенедикт Спиноза. «Богословско-политический трактат. Глава VII. Об истолковании Писания».

[5] Там же

[6] Реувен Пятигорский. «Понятия и термины Иудаизма», тема: «Цицит», «Тхелет».

 

 

 

Share
Статья просматривалась 137 раз(а)

Добавить комментарий