Выписки.Толстой и Репин

Из кн. С.Л.Толстого «Очерки былого»

Скажу несколько слов о взаимных отношениях отца и Репина. Отец любовался талантом Репина, его техникой, его широкими смелыми мазками и высоко ценил некоторые его картины. Однако его оценка относилась не столько к художественности картин, сколько к их сюжетам. Я помню, что он хвалил “Бурлаков”, “Проводы новобранцев”, “Исповедь”, “Арест”, “Дуэль”, портреты, но он говорил, что Репин не религиозный человек, что у него нет твердых убеждений, что он не знает, что писать, и не знает, что хочет выразить своими картинами. Таковы его картины “Святой Николай”, “Иди за мной, сатано” (Искушение), “Запорожцы”, “Какой простор” и др. Выше я упомянул об отношении Л. Н. к картинам “Иван Грозный” и “Не ждали”. Свое отношение к “Крестному ходу” он выразил в следующих словах, которые я выписываю из его статьи о Мопассане (1894 г.): “Помню, знаменитый художник живописи показывал мне свою картину, изображавшую религиозную процессию. Все было превосходно написано, но не было видно никакого отношения художника к своему предмету.
— Что же, вы считаете, что эти обряды хороши и их нужно совершать? Или они не нужны? — спросил я художника.
Художник с некоторой снисходительностью к моей наивности сказал мне, что не знает этого и не считает нужным знать. Его дело — изображать жизнь.
— Но вы любите ли по крайней мере это?
— Не могу сказать.
— Что же, вы ненавидите эти обряды?
— Ни то, ни другое, — с улыбкой сострадания к моей глупости отвечал современный высококультурный художник, изображавший жизнь, не понимая ее смысла и не любя и не ненавидя ее явлений.
Так же, к сожалению, думал и Мопассан”.

Share
Статья просматривалась 476 раз(а)

1 comment for “Выписки.Толстой и Репин

  1. Александр Биргер:

    Л.Т. — Что же, вы считаете, что эти обряды хороши и их нужно совершать? Или они не нужны? — спросил я художника.
    Художник с некоторой снисходительностью к моей наивности сказал мне, что не знает этого и не считает нужным знать. Его дело — изображать жизнь.
    — Но вы любите ли по крайней мере это?
    — Не могу сказать.
    — Что же, вы ненавидите эти обряды?
    — Ни то, ни другое, — с улыбкой сострадания к моей глупости отвечал современный высококультурный художник, изображавший жизнь, не понимая ее смысла и не любя и не ненавидя ее явлений.
    Так же, к сожалению, думал и Мопассан”.
    :::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
    А другой художник-писатель, поклонник Мопассана, наблюдая жизнь («в людях», по совету А.М. Горького), даже не высказываясь о происходящем,
    находясь среди «победителей, «тем не менее, получил по полной.
    Что б не повадно было: Изображай, да знай меру… 🙂
    Однако, И. Репин не дожил до этого победительного времени, как и граф.

Добавить комментарий