Влад Голь-де-Шмидт (Владимир Гольдшмидт)
Никогда столько не лгут, как во время войны, после охоты и до выборов.
(О. Бисмарк)
Какой-то инертный электорат в Израиле, демонстрирующий наплевательское, безразличное отношение к предстоящим парламентским выборам. Две партии: «Ликуд» (представляющая себя «правой») и «Кахоль-лаван» (предположительно, находящаяся «слева»), в опросах идут «ноздря в ноздрю». Скорее всего, это потому, что люди-избиратели совершенно не вникают в идеологию, в программные документы этих партий, им не интересно, им безразлично. Люди, ну поинтересуйтесь внимательно программами этих партий, личностями их возглавляющими, биографиями, состоянием здоровья, их успехами и неудачами и пр. и пр. Нет, не желают, они отвечают на опросы и, голосуют (если вообще идут на выборы) по принципу:
Нам евреям всё равно,
Что малина, что го*но,
Малина даже лучше.
Вспоминаю, что когда на прежней родине, в СССР, у моего приятеля просили дать закурить, он открывал портсигар, в котором была одна папироса, и говорил:
— Выбирай.
— А что выбирать, папироса-то одна.
— Но когда ты идешь на выборы, там же тоже одна партия.
Действительно, не было нужды думать за кого голосовать, результат был известен заранее. Единственной целью посещения избирательного участка был буфет, где можно было, выстояв очередь, большую, чем к избирательным урнам, приобрести дефицитную копченую колбасу, конфеты, сладкие сырки и прочие «деликатесы».
Другое дело в Израиле, когда в «выборном» меню, партий больше, чем было дефицита в упомянутых выше буфетах, несколько десятков. Ну и кому же отдать свой голос, о котором вспоминают и цена которого так возрастает в предвыборный период. В другое время, твой голос, если ты в беде и тебе нужна помощь, равен «гласу вопиющего в пустыне», равен нулю.
Одна партия во главу угла ставит тотальную безопасность и денонсацию «ословских» соглашений, другая — гражданские права, социальную защиту и резкое улучшение социальных условий жизни, третья — гражданские браки, ограничение религиозного засилья и одинаковые права и обязанности для всех, четвертая — два государства для двух народов (а второй народ — это кто?), пятая …, шестая …, седьмая… . Ну, и за кого же голосовать, если во-первых, народу нужно все это вместе и сразу, «здесь и сейчас», а, во — вторых, все это, в основном, не более, чем безответственная риторика (вербальные бла-бла-бла) и предвыборные лозунги, которые никто и не думает выполнять, о чем свидетельствует весь предыдущий предвыборно — послевыборный жизненный опыт. Тот же опыт подсказывает, что, как полагают анархисты, если бы выборы что-то меняли, их бы просто запретили. Т. е., такое впечатление, что выбираем из двух зол. Я уж не говорю о пороках израильской выборной системы. Электорат, народ-избиратель не знает, за какие конкретно личности он голосует, опуская в урну бюллетень за некоторую партию, предвыборная программа которой ему больше понравилась, хотя он прекрасно понимает, что эта программа, как впрочем, и любая другая предвыборная программа, никогда не будет выполнена.
Все знают, что партии врут, самое интересное, что они и сами это прекрасно понимают, но желание проскочить в Кнессет сильнее правды. «Никогда столько не лгут, как …. до выборов» (О. Бисмарк). Тем не менее, электорат хочет верить, поскольку нерешенных проблем тьма (египетская). Особенно много нерешенных проблем у русскоязычной общины, больше, чем у любой другой общины в Израиле, включая: гражданские права, жилье, работу, статус, уважение и многое другое. Это было и раньше, а сейчас к ним по инициативе Главного раввината и министра МВД, лидера партии восточных евреев ШАС А. Дери, добавили проверку ДНК на еврейство, только у русскоязычных, в то время, как других «обгиюривают» толпами. И это, при том, что русскоязычная община обладает мощным электоральным потенциалом, почти в четверть мандатов израильского Кнессета. К сожалению, этот потенциал еще ни разу не использовался в полную силу. Интересно, что если бы Кнессет избирался только голосами русскоязычных избирателей, в него прошли бы всего четыре партии: «Ликуд», НДИ, «Кахоль-лаван» и «Кулану». При этом фракции «Ликуда» и НДИ имели бы почти равную численность — примерно по 45 мандатов у каждой (итоги опроса более 4,300 человек на сайте NEWS.israelinfo.co.il, 24.03.2019).
Русскоязычная община разобщена и, поэтому, во-первых, часть избирателей голосует не за «русскую» партию (хотя в «чистом виде, сейчас такой партии не существует), а за тех, кто преподнесет свои предвыборные обещания в более красивой обертке, предпочитая тактические, сиюминутные решения стратегическим, а во-вторых, многие вообще не идут голосовать, ошибочно полагая, что все равно ничего не изменится. Изменяется, еще как изменяется. Поддержав в 90-ые годы левые партии, или проигнорировав выборы, «русские» помогли появиться на свет договору «Осло», гибельные последствия которого привели страну к ее нынешнему сложнейшему положению. Т. е., подчас, неблаговидную роль играет и собственно, так называемая «русская улица», голосуя на очередных выборах за ту или иную партию, не очень разобравшись в сути дела, а то и вообще игнорируя выборы, нанося, тем самым ущерб только себе.
Еврею, особенно из бывшего СССР, где всегда была одна партия, руководящая и направляющая, «вдохновитель и организатор всех наших побед», трудно определиться, куда податься. Если — к правым, идеология которых ему ближе, так там зачастую руководящую роль с помощью шантажа, играют религиозные, и не просто, а ультра, а русскоязычные олимы, в основном, атеисты, протестующие против религиозного диктата. Если — к левым, в основном, высоколобым и образованным интеллектуалам, т.е. таким же, как и многие олимы, так левые, сторонники договора «Осло», готовы отдать арабским соседям половину страны, разделить Иерусалим, впустить так называемых «беженцев», и в итоге, ликвидировать Израиль, как государство евреев. Несколько слов об ответственности людей перед своей страной и обществом, путём участия или, напротив, неучастия в судьбоносных мероприятиях. Большая проблема на парламентских выборах в Израиле — явка избирателей. Если процент явки избирателей достигает 65 – 70 % это считается удовлетворительным результатом. А где же остальные 30 – 35 %? Пользуясь предоставленным на выборы выходным днём, эти избиратели, представители электората, наплевав на свой гражданский долг, едут отдыхать, на экскурсии, пикники и пр. А там может случиться что угодно. Вот кстати небольшой эпизод, как-то характеризующий некоторых представителей израильского электората. Нередко причиной тяжелых аварий на израильских дорогах, становится гуляющий там крупный скот, особенно в ночное время, при слабой освещенности трасс. Как выяснила организация «Регавим», с 2008 года крупные животные, блуждающие по израильским дорогам, стали причиной более 70 ДТП, есть погибшие, правда не уточняется, когда это происходило, днём или ночью. Но в описываемом случае, ДТП случилось днём, т.е. трасса была видна очень хорошо. Тем не менее, легковая машина, в которой находились две женщины, ехавшие отдыхать, или после отдыха, столкнулась с коровами. В результате, как сообщили СМИ, пострадали две коровы. Кого они имели в виду, СМИ не уточнили. Ну, в самом деле. Днём, т.е. когда светло и всё вокруг видно, как же водительница машины не заметила гуляющих коров, скорее всего, заговорилась с подругой. Коровы, конечно, сволочи, но что с них взять, рогатый скот, ну а люди («Почему крупный рогатый скот считают по головам, а правительство и академиков и по членам?»)? И таких безответственных людей немало. Какое-то наплевательское, отрешенно-безразличное отношение и к себе и к другим, полное безразличие к окружающему миру, включая неучастие в судьбоносном для страны мероприятии, парламентских выборах. Казалось бы, чего проще, чем голосовать за ту партию, за того лидера, которые тебе ближе «по духу», по происхождению, ментальности и пр. и пр., которые и, это главное, смогут обеспечить безопасность государства, сохранить силу устрашения безбашенных соседей-террористов. При этом, можно подумать и о «социалке».
«Народ желает сильного царя — чтоб доблестный он был и удалой…..» (И. Губерман).
Хотелось бы, чтобы изложенные выше соображения неангажированного, но и небезразличного обывателя, были хотя бы услышаны теми, кому это положено и в чём-то претворены в жизнь, пока не поздно.