Мишна и Талмуд

С завершением Мишны (около 219 года н.э.) она стала основным учебником для бейт-мидрашей Страны Израиля и иешив Вавилонии. Этим было положено начало эпохеТалмуда. Амораи-мудрецы этой эпохи занимались изучением произведений танаев – Мишны и других текстов. Результатом их работы стали Вавилонский и Иерусалимский Талмуды, охватывающие все, чем занимались еврейские мудрецы: толкование Писания, интерпретация текстов, галахические традиции, судебные решения, проповеди, легенды, рассказы из жизни общин и бейт-мидрашей, исторические предания. «В отличие от Мишны, подытожившей в упорядоченной форме галахический материал, Талмуд вобрал в себя многочисленные и пространные тексты, отразившие и другие стороны духовной жизни и быта народа, традиции, предшествовавшие Мишне и не включенные в нее в ходе обработки, а также возникшие уже после завершения Мишны» (Сафрай Ш. Диаспора). Подчеркнем также, что именно текст Мишны определил основные особенности структуры Талмуда.

О характере и сущности творчества амораев историк Й.Гафни писал: «Кодификация Мишны придала ей статус юридического корпуса. Мудрецы  (амораи) не оставили в Мишне ни одного непонятного слова, которое они не попытались бы разъяснить. Если для Мишны характерны тщательность и однозначность, то творчеству талмудистов присуще развитое и изощренное ассоциативное мышление. Если Мишна и Тосефта представляется нам готовым продуктом, то талмудическая литература вводит читателя в «плавильную печь» галахического мира».