Хроники Эстер. Искать, найти и потерять. Дед. 11

Забегая вперед

Утро, несколько дней после нашего похода на Смоленщину. Звоню маме.

— Мам! Только не думай, пожалуйста, что я сошла с ума, я знаю какая ты атеистка и реалистка, в нашей семье, во всех ее сторонах сплошь ярые атеисты. Пойми только правильно. Очень прошу, пойми правильно! Мама, ко мне сегодня во сне приходил дед, тот дед Наум…… мама, спроси у папы….

— Эстер! Ты что? Ты плачешь??? Ты же никогда не плакала? Эстер? Что случилось? Что спросить, я все узнаю, только, пожалуйста, не плачь.

Я с детства никогда не плакала, ни когда сломала в пионерском лагере руку, ни в школе, ни в детском саду, маленький кремень, мама называла меня партизаном. И уж тем более в жизни взрослой, все думали, что я плакать просто не умею. На людях, так точно не умела.

-Доченька (мама редко называла меня доченька, спартанское воспитание), что спросить у папы?

— Спроси у папы, что произошло в их семье??? На что или на кого дед так сильно обижен? Семьдесят лет ему не дает покоя эта обида. Он передал ее мне. Это очень больно…..

Письмо другу.

Я не запоминаю сны, только обрывки и то редко. Но есть такие, которые никак не забудешь, они особенные. Сегодня во сне ко мне приходил мой дедушка, тот что погиб в августе 1943 года. Кстати 12 августа, в день его смерти (если конечно это и есть тот день) я его помянула по русской традиции водкой (хотя водку не пью и он не русский).

Я его никогда не видела,  нет даже фото.  Что мне приснилось: поле, свежее выкошенное поле и ясное небо, картина довольно минималистична ни деревьев, ни дорог ничего на горизонте. От увиденного почему то на душе стало очень радостно и легко, просто беспричинно легко, какое то особенное ощущение. Я поняла, что это дед и он хочет  что то сказать, я мысленно попросила его появиться, женское любопытство, так хотелось посмотреть сильно ли он похож   на моего отца? Говорят их отличал только цвет волос у деда жгуче черные, а у отца рыжие. Он не смог этого сделать, появилась только некая темная маска с глазницами, и сразу пропала, страшно не было. Не это главное.

Они не говорят словами, они говорят телепатируя, в мозг закладывается информация и ты ее воспринимаешь, не читаешь, а именно воспринимаешь. Я поняла, что дед меня любит. Это было во всей картинке, любовь сочилась.

Дед попросил дописать статью, которую я забросила, потому что она никак не получается. Я столько с ней мучилась и решила оставить эту затею, писать о серьезном, о войне, о мертвых и тд.  это совсем не мое.

А еще.

Он мне поведал о своей обиде, очень сильной обиде. Такая глубокая боль, она мне  передалась и я  почувствовала ее остро-остро. Сначала  подумала что это боль тех неизвестных солдат, которых миллионы. Которые стали никому не нужны сразу по факту своей смерти. Потому что хоронили кое-как не до мертвых было, кое как скидывали в воронки и прикапывали, а потом отписывались и разбрасывали  на бумаге по захоронениям. Поэтому я и находила людей из братской могилы деда, живыми, а потом еще и еще раз убитыми и опять захороненными но в других местах. Столько было мертвых, что живые не справлялись. Затем перезахоронения в 50-х годах, говорить об этом даже не хочется, многое происходило «для галочки», вроде как перенесли на бумаге, но просто сравнивали могилы с лица земли, а потом на костях пахали и сеяли новую жизнь. Конечно кто то отнесся к перезахоронениям со всей серьезностью, но большей  частью нет.  Миллионы неизвестных солдат, миллионы! Почти в каждом селе! на Смоленщине покоятся на мемориальных  кладбищах по 5-7 тыс. (в среднем), а в Ельне 20 тыс. солдат и только 40-50% известны. Есть правда братские, как исключение, могилы, где известны все! И Это настолько удивительно, значит можно было….А сколько мемориалов заброшенных по лесам, а сколько еще останков по тем же лесам? 

Неизвестный солдат — это бред придуманный нами. Как может быть столько людей неизвестными? А очень просто, отношением и к живым и к мертвым, это наш российский менталитет. Я не хотела об этом писать, считаю что не имею права никого осуждать.

Утром я стала все анализировать, мне не давало покоя то, что если бы он передал мне боль хотя бы части неизвестных солдат, то я бы просто не проснулась сегодня.

Я поняла, что это его личная боль.  Обида-обида на близких ему людей на жену и родственников. И этой болью он поделился со мной.

Про статью. Тоже очень наивная и очень личная просьба и по человечески амбициозная. Он хочет что бы о нем хоть кто то узнал, понимаешь? Самая что ни на есть мальчишеская просьба, ведь ему было всего 26 лет. И он НЕ «неизвестный солдат».

Папа несказанно удивился моим вопросам. Откуда мне известно? Как мы с мамой могли объяснить ???

Да, оказалось что в нашей семье есть свой «сор»,  не буду его «выносить» — ни к чему. Это наше семейное дело.

Мне интересно, надо ли нам знать, что происходило в наших семьях, еще до нашего рождения? Наверное, надо, что бы мы не повторяли ошибки или могли исправить.

Это не «мыльная опера», это то что было недавно с моими родными и близкими. Я ни в коем случае не пытаюсь «выдавить» слезу. Пишу как есть.

Здравствуй, дедушка!

Это опять я. Дед, мы тебя с папой и твоим правнуком очень любим, и очень гордимся тобой, гордимся тем что ты воевал, что погиб как герой. Мы тебя очень-очень любим и всегда будем помнить о тебе.

Дед, не держи обиды, пожалуйста, не держи обиды! После войны время было тяжелое, надо было выживать. Никто не вправе никого осуждать. Неужели тебе не хватает нашей любви? Пожалуйста, не держи обиды, прости всех нас. Возможно, это поможет твоим близким в дальнейшей жизни. Ради меня и папы, пожалуйста. Прости. Нам всем будет легче.