О Гронском, Пятакове и «вере в партию, не пропадавшей ни на минуту»

Среди выживших и оставивших воспоминания узников Гулага Гронский был, пожалуй, самым крупным партийным функционером — одно только перечисление его должностей впечатляет:

» Я был одновременно главным редактором «Известий», главным редактором «Нового мира»,главным редактором «Красной нивы», членом главной редакции «Истории фабрик и заводов», членом редколлегии, то есть редактором «Литературного критика», председателем Оргкомитета Союза писателей СССР, секретарем фракции <ВКП (б)> Союза писателей СССР, должен был участвовать во всех заседаниях Политбюро ЦК, Совета труда и обороны, Совета Народных Комиссаров, Комиссии исполнения при Совете Народных Комиссаров. И, кроме того, почти на каждом Политбюро избираться в какие-либо комиссии. Обычно в таких комиссиях приходилось работать в двух, трех, а иногда и того больше. Ну, и выполнять целый ряд других поручений партии. Их было довольно много поручений, и обычных, и полуконспиративных — всяких, каких хотите. Кроме того, по поручению партии, я руководил работой в среде отечественной и зарубежной интеллигенции.
https://oralhistory.ru/talks/orh-372-373.pdf»

Через восемь лет после ареста в 1938 он пишет жене:

«Ты спрашиваешь, откуда берет начало моя надежда на скорое свидание.­ Она базируется на моей глубокой вере в разум партии. То, что я не виновен, — это, мне кажется, известно и ЦК и органам безопасности. Разбираться в наших делахпартия не могла. Для этого не было условий. Сейчас эти условия налицо.
Во-первых, победа в войне; во-вторых, могущество государства, являющегося гарантией нашей безопасности; в-третьих, сплоченность народа как результат правильной политики партии; в-четвертых, колоссальный послевоенный подъем народного хозяйства, обеспечивающий нарастание благосостояния народа и укрепление, и умножение могущества страны. Поэтому сейчас партия может ­разобраться во всех делах людей, в свое время изолированных от общества, особенно в делах тех, чья виновность или совсем не была доказана, или является­ сомнительной.
Вот эта вера в партию, не пропадавшая у меня ни на минуту [БР!], и дает мне право говорить о том, что скоро мы с тобой увидимся»

Это «скоро» наступило только через семь лет в 1954 году после смерти Сталина, а за двадцать лет до этого письма Ю.Пятаков в письме Н.Валентинову будет еще более истов в вере:

Большевизм — есть партия, несущая идею претворения в жизнь того, что считается невозможным, неосуществимым и недопустимым… Ради чести и счастья быть в ее рядах мы должны действительно пожертвовать и гордостью, и самолюбием, и всем прочим. <…> Небольшевики и вообще категория обыкновенных людей не могут сделать мгновенного изменения, переворота, ампутации своих убеждений… Мы — партия, состоящая из людей, делающих невозможное возможным: проникаясь мыслью о насилии, мы направляем его на самих себя, а если партия этого требует, если для нее нужно и важно, актом воли сумеем в 24 часа выкинуть из головы идеи, с которыми носились годами… Подавляя свои убеждения, выбрасывая их, — нужно в кратчайший срок перестроиться так, чтобы внутренне, всем мозгом, всем существом быть согласным с тем или иным решением, постановлением партии. Легко ли насильственное выкидывание из головы того, что вчера еще считал правым, а сегодня, чтобы быть в полном согласии с партией, считать ложным? Разумеется, нет. Тем не менее насилием над собой нужный результат достигается… Я слышал следующего вида рассуждения: она (партия) может жестоко ошибаться, например, считать черным то, что в действительности явно и бесспорно белое… Всем, кто подсовывает мне этот пример, я скажу: да, я буду считать черным то, что считал и что могло казаться белым [не бесспорно белое, а кажется!-БР], так как для меня нет жизни вне партии, вне согласия с ней.
(Н. Валентинов. Пятаков и большевизм. Новый журнал. № 52, N. 7., 1958, стр. 148))
Источник: http://sholohov.lit-info.ru/sholohov/biografiya/sarnov-stalin-i-pisateli/pilnyak-zhulnichaet-i-obmanyvaet-nas.htm


Кестлер со «Слепящей тьмой», Оруэлл с «1984», Домбровский с «ФНВ»?
Несомненно.
А еще Достоевский «Если докажут что истина вне Христа, останусь с Христом», а еще тезис о непогрешимости Папы и обладании Церковью полнотой истины …
Стоило слезать с дерева, терять хвост и заселить всю планету!

P.S. Еще о Гронском

В сети недавно выложена его беседа с Дувакиным ( записана 27 мая 1974 и опубликована 23 января 2023).
Потрясающе интересно!
Да и сам человек был хоть куда «Иван Гронский — идеолог сталинской эпохи, создатель термина «социалистический реализм» и правая рука Сталина,чудом выживший в лагерях. Будучи главным редактором «Известий» и одним из авторов советской идеологии, он был знаком едва ли не со всеми писателями, поэтами, художниками и политиками своего времени».
Если бы я был писателем и сочинял жизнеописания в серии «Пламенные револ.», то написал бы о нем.

 

 

Добавить комментарий