Андрей Волна. УКРАИНОФОБИЯ

Украинофобия, которую в себе мы даже и не замечаем.

Нет. Я не о маргиналах российских. Тем паче я не о сторонниках кровавой войны. С ними разговор короткий.

Я всё больше о нас, о тех, кого причисляют к либералам. К либеральной интеллигенции, если хотите. О демократически настроенной публике. Что на светлой вроде как стороне.

Я не о «Он уже не Анатолий Борисович, а Мойша Израилевич какой-то». Тут всё понятно. И не о: «Какой я же я антисемит, у меня даже друзья — евреи есть». Нет.

Я о нас с вами, друзья.

И вот у меня вопрос, а не является ли полным смысловым аналогом вышеприведённого: «Я против войны. Я против Путина. Я поддерживаю Украину. Но зачем они памятники Пушкину сносят, а?»

Казалось бы — ну какое тебе дело? Это другая страна. Это страна, что подвергается чудовищной и кровавой агрессии со стороны государства, чей паспорт у тебя в кармане. Не лучше бы помолчать? Особенно если чего не понимаешь? Люди, не очень разбирающиеся в украинских реалиях, считают, что эти и снос, и переименования городов, площадей, улиц носят исключительно символический характер. Ан нет! Это не только отсечение прошлого. Это и определение будущего пути. И некое предупреждение внутренним ждунам-коллаборационистам о том, что возврата к прошлому нет и не будет! Да и ещё раз. НЕ НАШЕ это дело. Украинцы сами разберутся.

Но нет. Нужно, нужно нашему «брату»-либералу и поучить, и охарактеризовать действия украинцев. Как же иначе? Иначе — нельзя!

Вот из относительно свежего. От очень «светлого» человека, что против всего плохого и за всё хорошее с 45000 подписчиков:

«… — Вся эта история со сносом памятников — проявление истерики глубоко травмированных людей, тут невозможно что-либо объяснить, доказать. Им просто тошно, и всё. Единственный, кто в этом виноват, — условный Путин и вся та шайка-лейка, что поддерживает войну.

А так-то конечно, бессмысленные действия.»

Представляете, кто-нибудь скажет: «Вся эта история с реакцией на вторжение из сектора Газа — проявление истерики глубоко травмированных людей…» И далее по тексту. При этом совершенно речь может идти и не о реакции на военные действия. Израиль проводит множество различных мероприятий, не только военных. И скажи, что «это проявление истерики…» И всем ясно — это махровый антисемитизм. Ну а украинцев, тех нам нужно поучить. Осмеять даже. И это не украинофобия. А что тогда?

В общем, у меня множество примеров на эту тему. Думаю, что это всё требует осмысления и обсуждения. А то стыдно очень…

********

Нет-нет. Вроде как и не о сторонниках войны речь. И не о маргиналах. А о нас. О либеральной и демократически настроенной российской публике. О нас с вами. И об украинофобии именно в этой среде. Украинофобии, что породила и питает эту кровавую войну.

«Надежда российской оппозиции» политик Надеждин Б.Б.:

— Что русские хорошо умеют делать, так это воевать. Вот это у нас хорошо получается. Проблема в том, что с той стороны такие же русские;

Журналистка Альбац Е.М.:

– Как русские??? Они украинцы!

Надеждин:

— Ну, они называются «украинцы». Но по характеру, по желанию отдать жизнь за Родину, они такие же. (как и российские уголовники? А зачем вообще россияне «отдают жизни «за Родину»» на чужой земле? – прим моё);

«Какой я же я антисемит, у меня даже друзья — евреи есть» (общепринятый тест на ползучий, латентный антисемитизм).

«У меня много знакомых живет там, в Украине». А это уже Надеждин.

Надеждин:

— И эта волна ненависти, которая, обращаю ваше внимание, она не только в России, она там тоже есть. И ее там как-то надо гасить. («там» гасить? А разве не понятно, что для этого нужно сделать первым шагом? – прим моё);

Надеждин:

— Я сочувствую украинцам. И понимаю весь ужас ужасный, что происходит там. Но я становлюсь президентом РФ. И буду действовать в интересах граждан РФ (а в интересах граждан РФ оккупация территорий другой страны? — прим моё);

Журналистка:

— Как вы собираетесь, Борис Борисович, закончить эту войну?

Надеждин:
— В первый же день я обращусь публично и к руководству Украины ,и к руководству Америки, и к руководству европейских стран, потому что они поддерживают Украину. И ОНА СОПРОТИВЛЯЕТСЯ ТОЛЬКО БЛАГОДАРЯ ИХ ПОДДЕРЖКЕ. Именно поэтому мне придется разговаривать не только с Зеленским… но и с Трампом, и с (другими лидерами).

Я им скажу: хватит. Настрелялись; я ИМ предложу немедленно прекратить огонь… И создать режим специальных мирных переговоров. И переговоры. Простые и тяжёлые. Которые придётся вести много лет. Поэтому вопрос прекращения огня – это вопрос одного дня. И уверен, что ПАРТНЕРЫ согласятся с этим. А вопрос переговоров – это вопрос МНОГИХ ЛЕТ;

Журналистка:

А что будет с оккупированными территориями? Ведь Россия оккупировала (частично) 4 области уже после 24/02/2022. Россия уйдёт с оккупированных территорий? Или вы планируете превратить это в замороженный конфликт? Я даже не про Крым сейчас говорю. Я говорю о возвращении к границам 24/02/2022 года

Надеждин:

— Я скажу (политикам): не так важно, где проходят границы. Важно, чтобы люди не убивали друг друга… Важно, чтобы не летели ракеты в Белгород и в Харьков не летели. Давайте начнём мирные переговоры, и долго, МНОГО ЛЕТ будем обсуждать, где границы. Я избираюсь президентом российской федерации. И я буду отстаивать интересы граждан РФ, в том числе и тех, что живут в Крыму. И если я пойму, что можно обсуждать вопрос каких-то территорий… Поймите, я президент РФ. И я принесу присягу на Конституции РФ!

Журналистка:

— Вы оставите армию на оккупированных территориях?

Надеждин:

— Я как верховный главнокомандующий, не могу допустить поражения. Я буду заканчивать СВО в интересах российского народа. Я буду отстаивать интересы России, в том числе, и ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ГЕНЕРАЛИТЕТА РОССИЙСКОГО. И спокойно, после начала перемирия, какую-то часть людей мы отведем. А вот по итогам мирного договора с учетом мнения ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ ТАМ ЖИВУТ (то есть – сначала убить и выдавить мирных жителей из того же Мариуполя, потом организовать там продажу недвижимости «на крови» для россиян (эти твapи называют такие квартиры и дома «разрушка»), потом эти же россияне будут что-то решать? – прим моё) будем устанавливать границы.

Украина – это суверенное государство. Я этого не отрицаю. Хотят в ЕС – пусть идут (спасибо! – прим. моё).

Журналистка:

— А в НАТО?

Надеждин: А это важная часть переговоров! (так всё же Украина должна потерпеть поражение и иметь ограниченный суверенитет? – прим. моё)

Надеждин о подписантах:

— Люди за меня подписывались, потому что увидели надежду на прекращение этого конфликта. Но не для того, чтобы Россия сдалась. Этого не будет. И НИКТО РОССИЮ НЕ ПОБЕДИТ!

Моё примечание: так вот оно что, «где собака порылась»! Уже и те, что отдали подписи за Надеждина, им же причислены к сторонникам оккупации Украины. Это прямо проистекает из этой части разговора. Неплохо для «демократического» политика, ой как неплохо!

Да. Надеждин говорит много слов о суверенности Украины. Вот только тогда, когда дело заходит о конкретных шагах, пусть и чисто теоретических, НИЧЕГО ОТ ЭТОЙ СУВЕРЕННОСТИ НЕ ОСТАЁТСЯ.

Евгения Марковна, спасибо за это интервью. За то, как Вы профессионально сумели «препарировать» его взгляды.

В результате получается, что в вопросах войны и мира Надеждин от Путина и не отличается вовсе. Разве что Надеждин называет начало «СВО» ошибкой. А так – оба де-факто за «заморозку» конфликта с сохранением Россией контроля за всеми оккупированными территориями и ограничением суверенитета Украины по итогам этой войны.

Заключение:

1. Флешмоб с подписями за Надеждина как некий безопасный антивоенный легальный протест удался.

2. Всех подписантов уже потихоньку причислили к сторонникам сохранения контроля над оккупированными территориями (у Надеждина это называется «никто Россию не победит!»).

3. Так называемый «план Надеждина» пропитан украинофобией. Именно украинофобия породила и питает эту войну.

4. Надеждин выступает за заморозку конфликта с сохранением Россий контроля над всеми оккупированными территориями и с ограничением суверенитета Украины (вступление в НАТО – это предмет переговоров РФ с «партнёрами»). Особых различий тут в позициях Надеждина и Кремля нет.

5. Никаких выборов в России нет. И электоральной процедуры тоже нет. Но в этой ситуации не исключаю, что Надеждина не снимут с «выборов». Которых нет. А что? Пусть вещает с «демократических» позиций и несёт украинофобию в массы (в отдельные места в РФ, где этого добра ещё нет в достатке).

6. А неплохая «разводка» на наших с вами глазах происходит! Какая уже по счёту с 2000 года?
PS Если кто считает, что слова и фразы вырваны из контекста, — посмотрите/послушайте собственно интервью Надеждина Евгении Альбац. Найти легко.

*********

Продолжим наши размышления об украинофобии, так тяжело сразившей часть российской либеральной интеллигенции, что она (мы) часто даже и не замечает эту фобию или начисто отрицает её существование.

А между тем именно украинофобия является духовным топливом этой войны. Да, материальным топливом является вся эта «живая сила», что часто очень даже добровольно, но зачастую и по принуждению, прётся в окопы. Что разрабатывает, производит, программирует, запускает эти бесчисленные ракеты, бомбы, корабли и самолёты. Материальным топливом являются и ресурсы России, которые не удается исчерпать, несмотря на санкции (вопрос об их эффективности – это другая тема). А вот украинофобия, даже не узнаваемая многими из нас, позволяет и не замечать эту войну, а если и замечать, то относиться к её украинским жертвам с некой не вполне искренней жалостью. И только.

К ответу на вопрос о причинах столь широкого распространения этой болезни меня подтолкнули размышления о том, почему и некоторые этнические украинцы, или люди, жившие в Украине много-много лет, поражены этой фобией.

Оставим уже в покое Явлинского или Ярмольника. Тем более с Явлинским, по мнению многих, не всё так очевидно (а по мне так всё однозначно).

Приведу примеры, что ближе ко мне. И ярче. Как бывший директор ЦИТО, профессор, уроженец Умани, учившийся в Украине, прекрасно говорящий на украинском, может поддерживать эту войну и быть украинофобом? Как?

Как главным травматологом российской армии, армии-агрессора, армии, проливающей кровь в Украине, может быть этнический украинец, родившийся в селе Педпечеры и получивший первое медицинское образование в Украине? Прекрасно говорящий на языке своего детства и своих родителей?

Вот что главный травматолог министерства обороны РФ пишет в своей автобиографии (доступна в сети по запросу ФИО): «Я, Хоминец Владимир Васильевич, родился 28 сентября 1962 года в Станиславской области (ныне Ивано-Франковская), в семье служащих, украинец.

В 1978 году после окончания 8 классов школы, поступил в Ивано-Франковское медицинское училище, которое закончил с отличием в 1982 году.»

Так вот. Российская, весьма специфическая украинофобия, не носит этнического, расового, биологического или религиозного характера.

Именно поэтому данная фобия с таким трудом и распознаваема. И тут я полностью согласен с мнением политолога, специалиста по современным фашистским и правым европейским движениям Антоном Шеховцовым. Это именно ПОЛИТИКО-КУЛЬТУРНАЯ фобия. И я бы тут даже заострил ещё больше. Это ПОЛИТИЧЕСКАЯ фобия, ориентированная именно на украинцев.

Вы же помните фотографии одного из главных российских пропагандистов этой войны Дмитрия Киселёва в украинской то ли хоккейной, то ли футбольной форме? От 2005 года. Наверняка помните. Весь такой он в цветах украинского флага там.

Вы же помните фотографии Ксении Собчак и Антона Красовского (да, это тот, что призывал cжiгaть украинских детей) в вышиванках на фоне портрета Бандеры или на майдане? От 2014 года. Наверняка помните.

Так вот. Для значительной части российского демократически настроенного истеблишмента украинцы – это такие смешные, даже немножко фольклорные создания, говорящие на странном, «исковерканном русском» языке, любящие вареники, галушки, борщ и сало, танцующие гопак в шароварах, носящие чубы да усы неимоверные… Вот над такими украинцами можно и посмеяться немножко. Можно и погримасничать чуть, надевая их национальную одежду чисто «по приколу», смеха и карнавала ради.

Вот таких украинцев можно и даже пожалеть немножко, когда их бомбят. Особенно детей. Со взрослыми уже чуть сложнее. А солдат вообще уже не принято жалеть. Как будто они, украинские военные, хотели умирать.

И именно поэтому российский либерал, из друзей в ФБ (теперь уже нет), обсуждая в очередной раз снос памятников в Украине, говорит: «главное, я и не критикую. Критиковать странно и неуместно. Я СМЕЮСЬ». Бомбя, они смеются…

И именно поэтому распознавание собственной идентичности (и этничности) в качестве некой шуточной, фольклорной формы, заставляет некоторых этнических украинцев, граждан России сегодня (примеры выше), стать реальными украинофобами. Желание присоединиться к «великой русской культуре» победило и память, и язык, и то, что называют «зов предков». Да и деньги, думаю, играют тут свою роль.

И именно поэтому среди граждан России в 2002 году украинцами себя назвали практически 3 миллиона человек, а в 2021 – уже меньше миллиона. Уехали или умерли все? Новые не родились? Думаю, что по совокупности причин стало меньше. И фобия – это одна из них.

И снова сошлюсь на Антона Шеховцова, с которым в этом вопросе согласен полностью.
Специфическая российская политическая украинофобия «…направлена против украинцев, которые считают, что украинский народ является отдельной нацией, не является частью российского народа и имеет право на собственное государство, на собственный путь внешнеполитического развития.

Когда украинцы соглашаются с тем, что они являются частью большого русского пространства, с ними у российского истеблишмента проблем нет.»

Поэтому, как только речь заходит о действительном украинском суверенитете, о праве на свою территорию, свои законы, свой язык и так далее и тому подобное, вот здесь украинофобия расцветает пышным цветом. И именно поэтому Крым так «хорошо зашёл» россиянам, в том числе и либеральным. Да. Не всем. Но 86% поддержки оккупации, по мнению многих исследователей, являются или реальной цифрой, или близкой к таковой. Так как непризнание суверенитета Украины в его полном объёме и значении – это и есть краеугольный камень современной российской украинофобии.

Ну и, наконец, перейдём к очередному тесту на скрытую (латентную, если хотите) украинофобию. Раньше мы с вами говорили: отношение к оккупации Крыма – это самый простой, первый уровень. Желание обсуждать (и осуждать) снос памятников в Украине – это второй уровень. Ибо это вновь о непризнании суверенитета страны.

Итак. Не секрет, что Харьков россияне расстреливают из Белгорода. И что пусковые установки размещены именно в городе или в самых ближайших пригородах. Публиковал даже как-то. В местных белгородских каналах сначала появляется информация о грохоте; люди пугаются, думают, что это работает ПВО. А через 3-4 минуты вздох облегчения: сообщают о взрывах в Харькове. Значит, «это наши ВС осуществляют пуски»…

И нечему удивляться, когда украинцами удары наносятся и по этим пусковым установкам в Белгороде. Или по Белгороду. Или это ПВО сбивает ракеты над Белгородом. Не важно. Зная, кто развязал эту войну – не важно.

Понятно, что обсуждение в сети – это далеко не верх доказательности распространённости данного мнения «в популяции». Но всё же. Из моей и друзей (не Z-общественности!) ленты:

«но где-то внутри я ощущаю стойкую неприязнь ко всей той стороне. Борюсь с собой, но это честно»;

«да, хуже стал относиться к украинцам… Главное, их дурацкие оскорбления россиян отдаляют их же победу»;

«убитым уже поздно сочувствовать, только их родным и близким. А вы (это обращение к украинцам – прим. моё) ненавидьте на здоровье, ведь ненависть — это топливо войны»;

«сегодня мы (Россия — прим. моё) бомбим Украину без ненависти. Но за всех поручиться не могу.»

Так вот, уважаемые друзья. На войне всегда гибнут люди. И война всегда возвращается к тому, кто ее развязал.

Готовы ли вы (мы) и при новых случаях (что обязательно будут) гибели российских мирных граждан, ещё больше винить (а лучше – ненавидеть) тех, кто развязал эту войну? Тех, кто воюет и обеспечивает вот это всё с российской стороны? Вот их? Не украинцев! Задайте сами себе этот вопрос.

PS. А фото со вчерашнего чудесного спектакля «Гуцулка Ксеня». Что начался позже из-за воздушной тревоги. Но состоялся всё же.

Труппа из Ивано-Франковска, кстати. Как и главный травматолог российского министерства обороны.

 

 

6 комментариев для “Андрей Волна. УКРАИНОФОБИЯ

  1. Элиэзер Рабинович:

    А зачем они последовательно против Израиля голосуют?

    ///////////////////////////////////////////////////

    Украина вынужденно придерживается такой политики по всем оккупированным территориям в мире, потому что её территории тоже оккупированы, и ей важно, чтобы не было противоречия в её позициях.

  2. Но зачем они памятники Пушкину сносят, а?» Казалось бы — ну какое тебе дело? Это другая страна.

    А зачем они последовательно против Израиля голосуют? «Казалось бы — ну какое тебе дело? Это другая страна». В данных условиях я пока ещё поддерживаю Украину, но будучи весьма скептичен о будущем украино-еврейских и украино-израильских отношений, никак не могу себя причислить к украинофилам.

    1. Элиэзер, не обязательно быть украинофилом, чтобы осудить украинофобию, цель котрой распространение «русского мира» с его политикой и идеологией, в том числе использования Пушкина (памятников), чтобы ставить «собачьи» маркеры границ своей территории.

      1. Борис, Вы меня не совсем точно прочитали: я продолжаю поддерживать Украину пока что, но я уже давно и несколько раз писал об этих свои оговорках.
        А памятники — у меня тут есть свои заботы: сносимые или убираемые памятники Теодору Рузвельту, Колумбу и др., которые вызывают куда больше моего волнения. А Пушкин — почти на расстоянии вытянутой руки стоит его 10-томник, и есть с дюжину других касающихся книг на полках, и это для меня достаточный памятник. (Когда-то в букинистическом магазине в Альбукерке купил в коробке 2-томное переиздание первого издания Пушкина середины 19-го века.)

        1. Элиэзер, я знаю, что в этой войне, под подлыми предлогами начатой Россией, вы на стороне Украины. Победа Украины зависит от ее отношений с внешним миром, и это неизбежно создает неоднозначность в ее политике, как например с Израилем (так же как, к слову, отношения Израиля с внешним миром, создает неоднозначность в его политике). Вопрос же о памятниках в связи с украинофобией возникает в ответ на возгласы: «Пушкин не отвечает за Путина!», а кто отвечает за отрицание самобытности Украины под предлогом, что Пушкин должен признаваться и жителями Украины: «Пушкин — наше все!» или около того? Памятника оказываются маркерами «русского мира» в его политическом и культурном империализме. Пушкин и у меня стоит на полке. Но это наше индивидуальное дело, которое надо отличать от дел укураинцев. Им решать, кого оставить на полке, а кто вызывает у них мысль о насилии над ними.

  3. Андрей Волна. УКРАИНОФОБИЯ

    Украинофобия, которую в себе мы даже и не замечаем.

    Нет. Я не о маргиналах российских. Тем паче я не о сторонниках кровавой войны. С ними разговор короткий.

    Я всё больше о нас, о тех, кого причисляют к либералам. К либеральной интеллигенции, если хотите. О демократически настроенной публике. Что на светлой вроде как стороне.

    Я не о «Он уже не Анатолий Борисович, а Мойша Израилевич какой-то». Тут всё понятно. И не о: «Какой я же я антисемит, у меня даже друзья — евреи есть». Нет.

    Я о нас с вами, друзья.

    И вот у меня вопрос, а не является ли полным смысловым аналогом вышеприведённого: «Я против войны. Я против Путина. Я поддерживаю Украину. Но зачем они памятники Пушкину сносят, а?»

    Казалось бы — ну какое тебе дело? Это другая страна. Это страна, что подвергается чудовищной и кровавой агрессии со стороны государства, чей паспорт у тебя в кармане. Не лучше бы помолчать? Особенно если чего не понимаешь? Люди, не очень разбирающиеся в украинских реалиях, считают, что эти и снос, и переименования городов, площадей, улиц носят исключительно символический характер. Ан нет! Это не только отсечение прошлого. Это и определение будущего пути. И некое предупреждение внутренним ждунам-коллаборационистам о том, что возврата к прошлому нет и не будет! Да и ещё раз. НЕ НАШЕ это дело. Украинцы сами разберутся.

    Но нет. Нужно, нужно нашему «брату»-либералу и поучить, и охарактеризовать действия украинцев. Как же иначе? Иначе — нельзя!

    Читать дальше в блоге.

Добавить комментарий