Maya Zeleny

Она родилась в 1891 году в Мюнхене, в еврейской семье среднего достатка. Отец — владелец небольшого бизнеса по продаже текстильных изделий, мать — домохозяйка. Три ее сестры умерли в детском возрасте, она — единственный ребенок в семье. Детство, наполненное любовью, заботой и, одновременно, тотальным контролем и гиперопекой.

Она могла бы вырасти робкой, боязливой и инфантильной марионеткой в руках родителей, но это не ее история. Она родилась непокорной бунтаркой с живым и независимым нравом. Мать пытается ограничить ее контакты с внешним миром из опасений, что дочь подхватит инфекцию и заболеет – она добивается того, чтобы ее записали на занятия гимнастикой и научили кататься на лыжах. Отец считает, что образование девушкам ни к чему и настраивает дочь на то, что ее главное предназначение быть женой и матерью– она запоем читает книги и самостоятельно овладевает французским, английским и итальянским языками.

Свободолюбивая, жизнерадостная непоседа с острым умом и неиссякаемым любопытством.

Он родился тоже в Мюнхене на семь лет раньше нее. Старший из девяти детей в зажиточной еврейской семье. Отец — владелец крупной, доставшейся ему по наследству фабрики по производству маргарина, но бизнесмен он больше по необходимости, а в душе- раввин, талмудист, коллекционер еврейских книг. Властная, эмоционально холодная мать. Строгая религиозность дома. Начальная еврейская школа, частные уроки Торы на дому, гимназия.

У него выдающиеся способности к учебе, острый ум, усердие, умение сконцентрироваться. Он лучший ученик по всем предметам, кроме физкультуры. Он необщителен, замкнут, застенчив, у него нет друзей, он переживает из-за своего невысокого роста.

Он хочет уединения, а дома слишком шумно: раввины, которые приходят к отцу по вечерам для толкования священных текстов, прислуга, восемь братьев и сестер, их многочисленные друзья (которых можно приглашать домой, а ходить к ним в гости нельзя- родители боятся, что там накормят некошерной едой). Его тяготит ортодоксальный уклад дома: подъем на рассвете на утреннюю молитву, ношение веревочек-цицит, которые выглядывают у него из-под одежды и вызывают вопросы одноклассников…

Мюнхенский и Берлинский университеты, где он изучает литературу, философию и антропологию.

Напряженная, строгая атмосфера дома все больше тяготит его. Он ощущает себя евреем, но демонстративно отходит от религии. Он защищает докторскую диссертацию, пробует себя в литературе, отказывается от родительских денег, зарабатывает на жизнь репетиторством, пишет рецензии на театральные постановки, снимает тесную квартирку на чердаке без элементарных удобств. Это его бунт, протест.

Они познакомились в 1909 году на вечеринке, которую организовала его сестра. Ему — 25, ей — 18. Их представили друг другу. Она знала о его репутации бунтаря, «паршивой овцы в семье», но перед ней щуплый, бледный, невысокий молодой человек богемного вида — она заинтригована. Он говорит, что рад знакомству и тут же, глядя на ее иссиня-черные волосы, добавляет, что вообще-то ему нравятся блондинки. Не самое лучшее начало.

Вскоре после этого посыльный доставляет ей домой букет фиалок — редкое чудо в морозный зимний день. К букету приложена записка: «В следующем выпуске журнала «Jugend» будет напечатана моя поэма. Я посвящаю ее Вам». Неплохо, неплохо..

Полгода они не видят друг друга.

Весной он путешествует по Италии- она получает от него красивую открытку из Флоренции.

Летом она уезжает с матерью в санаторий.

Осенью он ей позвонил. Они стали видеться: походы в театр, в оперу, прогулки по парку, первый поцелуй. Она приходит к нему домой, они становятся любовниками.
О браке они не думают, считая его пережитком прошлого, пустой формальностью. Два года длится их тайная любовная связь, пока однажды она не сообщает ему о том, что беременна. Он вызывает на разговор ее мать и признается в щекотливой ситуации. Нужно готовиться к свадьбе.

Ее родители рады предстоящему замужеству дочери — жених из богатой и уважаемой в городе семьи.

С его родителями сложнее. Его отец приходит к будущим сватам и с порога заявляет: «Мой сын — ничтожество. Если ваша дочь выбрала его себе в мужья, значит она такая же». Не самое лучшее начало…

Кто бы мог подумать, что они проживут вместе 46 лет, душа в душу…

Свадьба в старинном замке на берегу Боденского озера. Она в платье черного цвета, заметно беременная. Из гостей — только родители с обеих сторон и друг семьи в качестве свидетеля. Сразу после церемонии они отправляются в долгое путешествие по Швейцарии. В Лозанне у нее начинаются роды. Девочка рождается слабенькая, недоношенная. Она не может за ней ухаживать — лежит без сознания с родильной горячкой. Он мечется между ними. Проходят недели. Врачи говорят, что мать не выживет. Ее родителей вызывают на похороны. Она выкарабкивается, просит принести ей бульон. А дочь умирает, прожив два месяца. Больше детей у них не будет.

По совету врачей он увозит ее на Французскую Ривьеру в более теплый климат. Он получил хороший задаток за будущий роман, у них есть деньги.. а потом денег как-то вдруг не стало…

Они переезжают туда, где дешевле. Почти два года они путешествуют: Сардиния, Калабрия, Сицилия, Тунис..

Они преодолевают огромные расстояния пешком, снимают чердаки, останавливаются на подворьях, спят на соломе, едят много фруктов, пьют козье молоко, накрошив в него черный хлеб, едят зажаренную на вертеле баранину..
Они приходят в себя..

Германия. Первая мировая война. Его забирают в армию, но вскоре отпускают по состоянию здоровья.

Он много работает: пишет пьесы, исторические романы, эссе, рассказы. К нему приходит известность.

1933 год, у власти в Германии национал-социалисты во главе с Гитлером. Он пишет мощный антифашистский роман и тут же становится врагом режима. Он путешествует по США с лекционным туром, когда его лишают гражданства Германии. Его дом в Берлине разгромлен, имущество конфисковано. Его докторская степень аннулирована. Его книги изъяты из библиотек и магазинов, их публично сжигают на площадях городов. В Германию ему путь закрыт.

Они поселились в городке Санари-сюр-Мер на юге Франции — «столице» немецкой эмиграции того времени, куда бежали многие его коллеги и друзья.

Они не знают, что они в ловушке, которая скоро захлопнется.

1 сентября 1939 начинается Вторая мировая война.

В декабре 1939 французы арестовывают его как немца, представителя враждебной страны, но вскоре отпускают.

События развиваются быстро.

Летом 1940 Франция уже захвачена нацистами, и его снова арестовывают — уже не как немца, а как еврея. Его помещают в лагерь, из которого — это ясно — так просто его на этот раз не выпустят…

Она понимает, что нужно действовать — и действовать быстро. Она пишет всем знаменитым и влиятельным людям, которых она знала в Европе и в Америке (включая Элеонору Рузвельт). Она мчится в Марсель, в американский консулат, добивается личного приема у заместителя консула Майлса Стэндиша, плачет и умоляет спасти мужа. Заместитель консула знаком с его произведениями и обещает помочь.

Лагерь «Гюрс» недалеко от французского города Ним. Он измученный и больной. Раз в неделю заключенных водят мыться на речку недалеко от лагеря.

21 июля 1940 года.

Его вместе с другими заключенными ведут купаться. Проходящая мимо женщина вкладывает ему в руку записку. В ней почерком жены написано: «Ничего не говори, ничего не спрашивай, просто выполняй». Недалеко от реки стоит машина, водитель подает ему сигнал, он,полуголый, в одних трусах, прыгает в машину, водитель нажимает на газ.

На заднем сиденье — Майлс Стэндиш, протягивает ему платье, косынку, приказывает переодеться и надеть солнечные очки. Машину с посольскими номерами все же останавливают, Стэндиш протягивает свои документы и, указав на «даму» в платке, говорит, что это его теща. Их пропускают.

Через два часа они добираются до Марселя. В доме сотрудника американского консульства его ждет жена.

Это лишь первый этап их спасения. Благодаря личному содействию Элеоноры Рузвельт они получили въездные визы в Америку. Она — на свое имя, он- на имя в выданном ему фальшивом паспорте. Дальнейший план был разработан журналистом Варианом Фраем из Комитета по спасению интеллектуалов Европы и реализован при помощи семьи Шарп из церкви квакеров, которые помогли беглецам перейти через Пиренеи в Испанию, а оттуда с большими сложностями посадили их на пароход, направляющийся в Америку.

5 октября 1940 года под вспышки фотокамер встречавших их репортеров они вышли на берег Нью-Йорка…

Они поселились в Пасифик-Палисейдс, живописном районе Лос-Анджелеса. Они в раю. Роскошная вилла «Аврора» на холме, с видом на океан- здесь он напишет свои лучшие произведения.

У них нет недостатка в деньгах. Его произведения выходят большими тиражами, по ним снимают фильмы. У него мировая известность. Он собирает в новом доме богатейшую коллекцию книг. Марта печет свои знаменитые яблочные штрудели. У них постоянно гостят друзья: Генрих Манн, Чарли Чаплин, Бертольд Брехт, Игорь Стравинский, вдова Густава Малера Альма…
А вечерами они сидят на террасе своей виллы, смотрят на кроваво-красн
ые закаты и думают о том, что там, за океаном, война, кровь и смерть..

Они ждут рассвета.

Война закончилась. После долгой ночи наступил рассвет.

Начало 1950х, разгар эпохи маккартизма. Его вызывают на допрос в ФБР и обвиняют в симпатиях к коммунистам. Подозрения возникли не на пустом месте. В 1937 году он был в СССР, встречался со Сталиным и написал поразительную по своей слепоте книгу, восхваляющую диктатора. Позорная страница его биографии.
Он все отрицает, но подозрения в силе.

Ему отказывают в получении гражданства. Он боится выезжать за пределы страны, опасаясь, что его не впустят обратно. Он доживает свою жизнь узником роскошной калифорнийской виллы.

На вопрос журналиста, кем он себя ощущает, он отвечает: «По языку я — немец. По взглядам — человек мира. Душой я еврей».

Последнее прошение на получение гражданства он подает в декабре 1958 года– за неделю до смерти.

И гражданство будет им даровано — через два дня после его смерти его вдова получила письмо-извещение.

Он ушел в вечность человеком мира.

Она осталась одна.

Ее часто видели в Лос-Анджелесе: на концертах и выставках, на лекциях и благотворительных мероприятиях. Ее трудно было не заметить: очень пожилая женщина с королевской осанкой, в длинном черном платье-кимоно, с гладко зачесанными, собранными в хвост седыми волосами.

Она умерла в 1987 году в возрасте 96 лет, пережив его на 29 лет.

Он — немецкий писатель Лион Фейхтвангер.

Она — Марта Фейхтвангер, его жена.

2 комментария для “Maya Zeleny

  1. Несколько спорный литературный прием. Фейхтвангер назван по фамилии только в самом конце очерка. До этого он фигурирует как местоимение «он». Но его жена и этого не удостена, она так и осталась «она», то, что в замужестве она стала фрау Фейхтвангер дела не меняет. Кроме того, судя по путевому очерку «Москва. 1937.», Фейхтвангер Сталина не воспевает. Верно лишь то, что он, (Ф-р), не рассмотрел, что перед ним всё -таки кровавый диктатор, который цинично уничтожает оппозицию. Они мирно беседуют, Сталин даже шутит, его гость вполне удовлетворен.

  2. Maya Zeleny

    Она родилась в 1891 году в Мюнхене, в еврейской семье среднего достатка. Отец — владелец небольшого бизнеса по продаже текстильных изделий, мать — домохозяйка. Три ее сестры умерли в детском возрасте, она — единственный ребенок в семье. Детство, наполненное любовью, заботой и, одновременно, тотальным контролем и гиперопекой.

    Она могла бы вырасти робкой, боязливой и инфантильной марионеткой в руках родителей, но это не ее история. Она родилась непокорной бунтаркой с живым и независимым нравом. Мать пытается ограничить ее контакты с внешним миром из опасений, что дочь подхватит инфекцию и заболеет – она добивается того, чтобы ее записали на занятия гимнастикой и научили кататься на лыжах. Отец считает, что образование девушкам ни к чему и настраивает дочь на то, что ее главное предназначение быть женой и матерью– она запоем читает книги и самостоятельно овладевает французским, английским и итальянским языками.

    Читать дальше в блоге.

Добавить комментарий