О коллекционере Фрице ван дер Берге и его музее, а также о Моро и счастье

Мы гордимся — и справедливо — Павлом Третьяковым, собравшем с 1853 по 1898 гг. почти 3500 произведений.

В 1853 году в его расходной книжке появилась запись «покупка картин»: одна за три рубля, одна за восемь и еще восемь штук на общую сумму 75 рублей (58 275 нынешних рублей). Судя по цене, картины эти даже не были написаны маслом. Однако через год Третьяков приобрел на Сухаревке девять картин старых голландских художников, на которые потратил 900 рублей (699 300 нынешних рублей).

Третьяков собирал 45 лет! — но вот неожиданно узнал о коллекционере Фрице Майере ван ден Берге (1858–1901), собравшем в конце 19-го века за 10 лет почти 6 тыс. произведений, вкл Брейгеля Старшего «Безумная Грета», Брейгеля Младшего «Перепись в Вифлееме» и еще десяток картин того же уровня!
Если бы я был искусствоведом то написал бы книгу о таких коллекционерах, движимых этой загадочной страстью и начал бы ее словам «но что на свете есть сильней чем страсть!»
… О коллекционере Фрице Майере ван ден Берге (1858–1901) и некоторых картинах из его коллекции см. https://magazineart.art/exhibition/flamandskie-mastera-jekskursija-po-muzeju-majera-van-den-berga-v-antverpene/

За 10 лет Фриц собрал почти шесть тысяч произведений искусства. Это значит, что в он приобретал по две вещи в день. В то время на рынке произведений искусства был большой выбор. В конце XIX века все готическое считалось старомодным. И поэтому работы фламандских примитивистов можно было купить за бесценок. Он покупает триптих Квентина Массейса за 8 франков, по нынешнему курсу это 80 евро. Невероятно выгодная сделка!

Он погиб совсем молодым и тогда его мать построила рядом со своим домом небольшой замок, где разместила коллекцию сына.
Прошли две мировые войны и если во 2МВ Бельгия сдалась без боя, то в 1914 ее героическая оборона  сорвала немецкие планы захвата Парижа, а зверства немцев немало способствовали поддержке Антанты Америкой, но музей уцелел — подробностей не знаю, пусть останется тайной.
***
Хорошо иметь средства!
Пусть не как Ротшильд или Уоллес , а скромно, как Тургенев, Моро или Сезанн, который однажды заметил «Мой отец был гениальным человеком — он оставил мне состояние».
… Это же мог бы сказать и Моро.
Его дом музей в Париже ничем не выделяется из окружающих домов.
После смерти родителей Моро перестроил дом — на первом этаже высотой метров семь мастерская, сейчас плотно — во всю высоту картины — Моро редко и неохотно их продавал, писал для себя (хорошая вещь деньги!).
В основном на мифологические и библейские темы — очень красочные полотна, очень продуманные, очень литературные.
Посетителе немного.
В центре на мольберте набросок — вроде кентавры несут тело Харона (фото мое, в каталоге не значится).
Я много раз хотел сделать фото и повесить над столом — почему, объяснить не могу, но бледный этот рисунок действует на меня гипнотически.
Так что если услышите, что счастье не в деньгах, пожмите плечами — деньги дают возможность жить, чувствовать, творить, свершать открытья.
На этой банальности закончу.

Добавить комментарий