Алексей Копытько, советник министра обороны Украины

Всякий раз, когда я пишу пост, что есть не только плохое, но и хорошее, ко мне в личку и мессенджеры набиваются добрые люди, которые поясняют, насколько я неправ, что я «в розовых очках» и что мы все умрёооооом. А власть этого не понимает/скрывает!

В качестве памятки, чтоб не отвечать каждому.

1. В сети масса авторов, которые квалифицированно объясняют, что всё пропало, что везде зрада и ганьба, что мы умрёооооом в муках. И в деталях описывают как именно.

Почему бы не читать их и не общаться среди единомышленников? Зачем этот мазохизм? Зачем читать мои измышления, которые вас ранят прямо в мозг? Правда, оно того не стоит.

2. В своих попытках рассказать, как «НА САМОМ ДЕЛЕ» всё плохо, и обратить меня в свою секту ценителей художественного нытья, вы выглядите жалкими любителями.

В силу рода деятельности у меня есть некоторая информация с разных уровней, я способен её обобщить и при желании могу запугать проблемами кого угодно. Просто поверьте.

Например, в сети и телевизоре обитала пара экспертов, которые постоянно гундели по поводу и без. Как-то за рюмкой чая они попытались гундеть, что Минобороны чего-то там не знает и не понимает. Не раскрывая никаких тайн, я свёл в некую систему известные им факты. Так они протрезвели. И с тех пор высказываются исключительно нейтрально-позитивно. Потому что их давешние причитания не затрагивали и сотой доли проблем.

Модные публичные интеллектуалы часто используют термин «длинная воля». Задумайтесь на секунду, что, когда некая проблема уже понятна даже вам и о ней кричат из всех утюгов, возможно, кто-то воплощает решение, на которое нужно время. Несмотря на все крики. В обороне так бывает очень часто.

3. Если вы утверждаете, что Минобороны чего-то там не знает, «не понимает значения», не хочет, игнорирует и т. д., и при этом имеете какие-то добрые намерения, вам следует трезво оценивать свои аргументы.

Действительно, в каком-то узком сегменте Минобороны может что-то пропустить или не видеть какой-то специфический ракурс. Но вы должны осознавать: если что-то написано в фейсбуке, Минобороны об этом точно знает не хуже вас. Это ж логично, не так ли?

У министра обороны запредельно широкий круг общения и доступ к источникам данных, о которых вы даже не подозреваете. При этом МО максимально открыто на приём и заинтересовано в компетентных подсказках. От анализа обращений на горячие линии до регулярного прямого общения с разными сообществами. Что-то могу упустить (и точно упускаю) конкретно я, но наверняка поймают мои коллеги.

4. Очень часто что-то хорошее и правильное не происходит, потому что между пониманием и возможностью реализовать лежит пропасть. Формальная и/или ресурсная.

Но приходится работать в тех условиях, какие есть. С тем человеческим капиталом, который доступен.

Не стоит забывать, что каждый орган власти обязан «..діяти лише на підставі, в межах повноважень та у спосіб, що передбачені Конституцією та законами України». А не так, как вам кажется уместным. Другой Конституции у нас нет даже во время войны.

И есть такая пикантная подробность: должностные лица несут ответственность (дисциплинарную, административную, уголовную) за свои действия. В отличие от большинства тех, кто даёт ценные рекомендации.

Если того требуют интересы обороны, Минобороны всегда в рамках закона находит способ действовать проактивно. От чего уже страдает (вспомните историю с аудитом и прибылью украинских производителей) и намучается в будущем.

(Я уже много раз говорил: в марте 2022 г. решение бороться за тяжелое западное вооружение, в частности артиллерию 155-мм калибра — это был чистый волюнтаризм министра обороны Алексея Резникова. Никто не кричал ура. От слова совсем. В Украине — в том числе. Если бы не получилось — на министра повесили бы всех собак. А сейчас у победы уже столько отцов и матерей, что Минобороны рядом не стояло. В этом нет ничего нового — так всегда.)

Но есть формальности, которые нельзя обойти.

Сто тысяч раз уже говорилось, что Минобороны может покупать за бюджетные деньги только то, что в официальном порядке указал в потребностях Генштаб.

Если весь фейсбук считает, что армии для победы необходимо стадо боевых тюленей, Минобороны может даже согласиться, но покупать тюленей не станет, пока не получит официальный запрос от Генштаба. Так это работает.

Всегда, когда есть возможность, находятся творческие решения.

Например, государство покупает дроны для армии двумя «руками». На эти цели в 2023 году выделены 40 ярдов гривен, из них 20 ярдов – по программам Минобороны и ещё 20 ярдов через Госспецсвязь. Понимаете? Половина БЮДЖЕТНЫХ денег на дроны идёт не через Минобороны. И совсем не потому, что Минобороны «не справляется».

Дроны, купленные по программам Госспецсвязи, передаются в войска совместным приказом министра обороны и руководителя Госспецсвязи. Цель одна – инструменты разные. Почему так? Потому что так лучше для дела прямо сейчас.

Также до настоящего момента все закупки медицины были вне компетенции Минобороны и находились в сфере ответственности Командования медсил ЗСУ. Когда-то кто-то решил, что так будет лучше, и вывел всю медицину под Генштаб. Сейчас, вероятно, в части закупок будут изменения.

Иногда сферы ответственности и вертикали управления устроены не так, как логично или как вы нафантазировали. При этом делать реформы во время войны нужно с большой осторожностью.
Например, Минобороны запустило реформу закупок в январе 2022 года, поставило на паузу в феврале, потом возобновило в июне 2022 года и, несмотря на дичайшее сопротивление и вмешательство «полезных идиотов», довело до конца.

В части закупок оружия реформирование закончилось в мае 2023 года, а реформа ресурсного обеспечения (тыл) заканчивается прямо сейчас. Не всегда можно поменять то, что требуется, тогда, когда хочется. Это не означает, что нет понимания необходимости изменений.

5. Генштаб действует в сложной ситуации. Потому что потребности обороны и возможности бюджета не совпадают от слова совсем.

Например, согласно нормативам Генштаба, ТОЛЬКО на патроны калибра 5,45 необходимо порядка $27 млрд. Представили? Только на один вид стрелкотни – 27 ярдов долларов. При этом в 2023 году в бюджете Минобороны на закупку ОВТ будет что-то около 10 ярдов долларов.
НА ВСЁ.

Генштаб вынужден расставлять приоритеты.

Получив официальные потребности от ГШ, Минобороны выходит на рынок, а также ведёт поиск МТД у партнёров.

Когда Анна Маляр говорит, что Минобороны выполнило все пожелания ГШ по закупке БПЛА, это надо воспринимать буквально. Всё, что было в потребе ГШ – поставлено в войска либо законтрактовано.

Это не значит, что фронт полностью обеспечен дронами. На сейчас это невозможно. Но делается всё, на что есть полномочия и деньги. И даже больше.

Меня особо изумляют люди, которые точно знают, как устроена процедура закупок, но при этом умышленно коверкают слова и манипулируют.

Также всегда задаюсь вопросом, зачем ляпают языком лица с мандатом, утверждая, что Минобороны «не обеспечивает снарядами». И т.д.

В эфире уже полно открытых данных о том, сколько снарядов нам необходимо в сутки и сколько производит ВЕСЬ МИР.

Даже сейчас это несопоставимые цифры, если брать страны, из которых реалистично доставить.
Даже если на это каким-то чудом будут деньги.

Если министром обороны назначат самого уважаемого лично вами человека, он через 5 минут начнёт «не обеспечивать».

При этом МО с точки зрения формальных полномочий абсолютно фиолетово, что там происходит с бизнесом и как поживают производства. Но, поскольку МО по факту наиболее заинтересованное в результате ведомство, приходится делать вещи, за которые потом точно прицепятся защитники львовско-ужгородского котла из разных бдительных органов.

Например, публичные призывы министра обороны развивать украинский ВПК и практические шаги (через политики и контракты МО) в этой сфере при должной сноровке легко укладываются в состав ст. 364 УК (Зловживання владою або службовим становищем). А при желании и в ст. 114-1 (Перешкоджання законній діяльності Збройних Сил України та інших військових формувань).
Ведь снаряд 155-мм от «Укроборонпрома» может стоить дороже, чем западный аналог. Купил два украинских снаряда вместо трёх западных – злоупотребляешь властью и цинично препятствуешь ЗСУ. Никого не волнует, что это элемент суверенитета – просто нет такого критерия. А цена – есть.

Таково селяви. Какой вопрос не возьми.

К слову: в июле Минобороны из разных источников притащило значительно больше снарядов и мин, чем в любой из предыдущих месяцев. Рекорд, действительно большие цифры. Среди прочего, начали давать отдачу механизмы, запущенные год назад и за которые кто только не ругал, ибо «дебиторская задолженность».

Посему.

Я буду писать то, что считаю нужным. Особенно о хорошем.

Если смотреть на происходящее через призму ужасов – надо заворачиваться в простыню и ползти на кладбище.

Хотя сейчас ситуация – просто небо и земля по сравнению с зимой-летом 2022 года.

Надо искать решения и терпеть, пока результаты будут понятны даже отдельным народным депутатам.

Так и победим!

Один комментарий к “Алексей Копытько, советник министра обороны Украины

  1. Алексей Копытько, советник министра обороны Украины

    Всякий раз, когда я пишу пост, что есть не только плохое, но и хорошее, ко мне в личку и мессенджеры набиваются добрые люди, которые поясняют, насколько я неправ, что я «в розовых очках» и что мы все умрёооооом. А власть этого не понимает/скрывает!

    В качестве памятки, чтоб не отвечать каждому.

    1. В сети масса авторов, которые квалифицированно объясняют, что всё пропало, что везде зрада и ганьба, что мы умрёооооом в муках. И в деталях описывают как именно.

    Почему бы не читать их и не общаться среди единомышленников? Зачем этот мазохизм? Зачем читать мои измышления, которые вас ранят прямо в мозг? Правда, оно того не стоит.

    Читать дальше в блоге.

Добавить комментарий