Всеволод Орлов

Всем интересно, а почему российская экономика до сих пор жива. В некоторой отдаленно-туманной перспективе ей как бы непременно абзац, но вот сейчас в моменте почему-то как-то некатастрофично всё выглядит.

Что по этому поводу говорят официальные властные головы, малоинтересно, поскольку они открывают рот исключительно для соврать или искренне сказать глупость, поскольку большей частью они откровенно неумные люди. Ну а что думают либеральные экономисты? А они думают в один голос, что РФовская экономика спасена бизнесом. Что только благодаря волшебным свойствам частной инициативы удалось не пропасть.

Первой эту религиозную мантру запустила м-м Зубаревич. Это такая Шульман от экономики, только поумнее, конечно (ну, несложно реальному профессору из реального вуза быть поумнее бойкой шарлатанки, не владеющей никакими научными методиками). За ней подхватили все остальные комментаторы экономики от Алексашенко до Потапенко, и повторяют, и повторяют при всяком удобном и неудобном случае.

И это бешено смешно. Дело в том, что в РФ никакого бизнеса как некоторой отдельного от государства пласта не существует. Это не только крупняка касается. Хотя и с крупняком не всем понятно, что, например, борзо бодающий государство в лице Набиуллиной Дерипаска — не крутой самостоятельный бизнесмен, а всего лишь функция от порядково заниженных его сверхэнергоемким предприятиям государством тарифов на электричество, на которые ему весь народ скидывается (вопреки популярному манипулятивному стереотипу о том, что населению электричество якобы дотируется).

Но волшебный малый бизнес не в меньшей степени функция от госбюджета. Вот только за последний год и только на переносе страховых выплат малому бизнесу достался примерно триллион денег. Фактически бюджет за них проплатил. И только это делает всю эту нелепую метушню сколько-то рентабельной. А это ведь не все, что ввалено в «малый бизнес». Там мер государственной поддержки таких и сяких — еще триллиона на полтора-два.

Почему это происходит? Нет, не потому, что мудрое государство заботится о том и о сем. Это происходит потому, что рфовская экономика построена на плотно сложившемся балансе лоббистско-коррупционных группировок вокруг разных форм госденег — бюджетных и из внебюджетных фондов. Вот малый бизнес — это поляна могущественного первого вице-премьера Белоусова, стало быть, фининсовые потоки туда будут. Потому что этот клан с этих потоков живет и может их поддерживать. То же и любой другой поляны касается.

Выживаемость экономики РФ основана на вполне противоестественном сочетании факторов. Первый из них — коррупция. Коррупция — становой хребет, поскольку лишь она создает стимулы для направления финансовых потоков. Ежели существуют взлелеянные кгбшной паранойей русофобы, которые экзистенциально унд маниакально желают Россиюшке погибели, то они более всего должны желать прихода к управлению тамошней экономикой всякой догматической шарлатанщины типа Гуриевых-Сониных. Если они (что не факт — достаточно посмотреть на т.н. «младореформаторов») построят бескоррупционную экономику, она немедленно сдохнет. Потому что то, что «младореформаторы» оставили от хозяйственного комплекса СССР, вот эти вот абортивные материалы, принципиально нежизнеспособно само по себе.

Второй фактор — бесконтрольная эмиссия. Деньги в РФ-экономике есть и будут всегда, потому что между ЦБ и Минфином перекидываются туда-сюда через непростые схемы выпуска облигаций, выкупа их банками с немедленным кредитованием под залог этих облигаций и т.д. все новые и новые денежные единицы. Обывателю рассказывают (а он с готовностью повторяет) про ужжжасный печатный станок, на котором если начнут деньги печатать, то все, абзац, гиперинфляция, а на самом деле, этот станок никогда не останавливался. Просто он выглядит не как станок. И, кстати, великая банковская система РФ — функция от этого не выглядящего, как станок, станка. Остановится — банков не будет ни одного, включая Сбер и ВТБ, и даже с них начиная.

А как же тогда так получается, что деньги печатают, как охеревшие, а инфляция, хоть и носит безобразный характер, но все ж таки не гипер, не ремарковский «Черный обелиск»? Чтобы новые излишние деньги вызвали настоящий скачок инфляции, они должны быть предъявлены в виде платежеспособного спроса конечного потребителя. Но в развитие спроса деньги не идут. Львиная их доля утилизуется через элитное потребление. Это, конечно, тоже спрос, но специфический. Очень грубо говоря, деньги, связанные через покупку многомиллионного спорткара для любимого сыночки, не давят на предложение сахара в сети дешевых супермаркетов. Более того, значительная часть этих коррупционно-элитных денег вывозилась, вывозится и будет вывозиться за границу. Нельзя в Лондон — ну, значит, во Вьетнам вывезут. В свежеотжатом Нигере дворец построят какой-нибудь. И это, естественно, никаким ростом спроса среди родных осин не оборачивается, нет его.

Следующий фактор — трэшевое производство, производство ничего. Вот сейчас основным фактором роста ВВП является обрабатывающая промышленность. Это не вообще промышленность — это военное производство, в первую очередь — ракет, снарядов и других расходников. Оборонная продукция во время войны прекрасна тем, что утилизуется немедленно. В отличие от нормальной экономики с ее деньги-товар-деньги, здесь есть только деньги-товар. В этой схеме «покупатель» — убитый солдат противника и его разрушенный дом — деньги в товарную цепочку не возвращают, деньги как бы уходят без следа (тут есть ряд непростых побочек, но о них в другой раз, сейчас важно только, что возникает мощный сдерживающий расширение спроса фактор).
Но и в мирное время у РФ есть не менее, если не более эффективный баблоотсос — беспрецедентный стройкомплекс, который полтора десятка лет производит исключительно неликвид. Это мертвый капитал, который, однако, в процессе омертвения позволяет прокрутить кучу шестеренок в смежных отраслях и создать впечатление огромной эффективно работающей машины. Машина работает в трэш, но этого никто не видит. И одновременно машина позволяет связать часть денег населения. Правда, для масштаба нужны аферы, требующие госраходов, типа путинско-хуснуллинской аферы с льготной ипотекой. Но работает же.

И не только работает, но и является важным блоком в самом главном обеспечивающем работоспособность всей системе факторе — сдерживании реальных доходов населения. Тотальная нищета публики, часть денег у которой связывается через «льготные ипотеки», часть — через круговерть ростовщического микрокредитования, не позволяет сформироваться платежеспособному спросу, способному давить на ценовое предложение в конечном потреблении. Нет давления — нет гиперинфляции. Нет гиперинфляции — можно вбрасывать новые деньги в топку лопатой: пар-то все равно уйдет в свисток.

Так что весь этот бред про великую частную инициативу бизнеса, на которой все держится, — это всего лишь следствие религиозных воззрений т.н. либеральных экономистов. Ну, тянет их к «бизнесу» — как барышню из приличной семьи к хулигану из ПТУ (и ровно с тем же пониманием птушных реалий). А на деле на наших глазах сформировалась требующая серьезного описания замкнутая экономическая система, которая жрет сама себя, как пораженный аутоимунным заболеванием организм, и тем пародоксальным образом и живет. Просто здоровые клетки, погибая, дают жизнь нездоровым, и эти нездоровые растут и ширятся, и они тоже жизнь. Просто другая, не человеческая, другими законами описываемая. И человеки пока что не пытаются не только эти законы вычислить, но и вообще осознать факт альтернативной жизни.

Один комментарий к “Всеволод Орлов

  1. Всеволод Орлов

    Всем интересно, а почему российская экономика до сих пор жива. В некоторой отдаленно-туманной перспективе ей как бы непременно абзац, но вот сейчас в моменте почему-то как-то некатастрофично всё выглядит.

    Что по этому поводу говорят официальные властные головы, малоинтересно, поскольку они открывают рот исключительно для соврать или искренне сказать глупость, поскольку большей частью они откровенно неумные люди. Ну а что думают либеральные экономисты? А они думают в один голос, что РФовская экономика спасена бизнесом. Что только благодаря волшебным свойствам частной инициативы удалось не пропасть.

    Читать дальше в блоге.

Добавить комментарий