«так проходит мирская слава…»

https://ru.wikipedia.org › wiki › Надсон,_Семён_Яковлевич
Надсон, Семён Яковлевич — Википедия
«Семён Яковлевич Надсон родился в Петербурге 14 (26) декабря 1862 года в семье надворного советника еврейского происхождения Якова Семёновича Надсона и Антонины Степановны Мамонтовой
***
Друг мой, брат мой, усталый, страдающий брат,
Кто б ты ни был, не падай душой.
Пусть неправда и зло полновластно царят
Над омытой слезами землёй,
Пусть разбит и поруган святой идеал
И струится невинная кровь, —
Верь: настанет пора — и погибнет Ваал,
И вернётся на землю любовь!

Не в терновом венце, не под гнётом цепей,
Не с крестом на согбенных плечах, —
В мир придёт она в силе и славе своей,
С ярким светочем счастья в руках.
И не будет на свете ни слёз, ни вражды,
Ни бескрестных могил, ни рабов,
Ни нужды, беспросветной, мертвящей нужды,
Ни меча, ни позорных столбов!

О мой друг! Не мечта этот светлый приход,
Не пустая надежда одна:
Оглянись, — зло вокруг чересчур уж гнетёт,
Ночь вокруг чересчур уж темна!
Мир устанет от мук, захлебнётся в крови,
Утомится безумной борьбой —
И поднимет к любви, к беззаветной любви,
Очи, полные скорбной мольбой!..
1880
Это стихотворение положило начало широкой популярности Надсона.
Ваал — древневосточное божество…В литературе обычно иносказательное обозначение политической реакции, грубой власти, иной раз — власти денежной.»
https://www.9tv.co.il › item › 24035
Опять подошли незабвенные даты…
Я к вам таю любовь сыновью.
И в час уныний, в час скорбей
Я чувствую, что я еврей!
Страшная судьба его племени, поголовно истребляемого на глазах
цивилизованной Европы, заставила его изменить и тональность, и
смысл его «еврейских стихов»:
В это гетто люди не придут.
Люди были где-то. Ямы тут.
Где-то и теперь несутся дни.
Ты не жди ответа, мы одни…

Появившийся в печати в 1885 году сборник стихотворений, тираж которого составил 600 экземпляров, принёс Надсону огромный успех. При жизни поэта книга выдержала 5 изданий, а до 1917 года её успели переиздать 29 раз, последнее из которых имело огромный по тем временам тираж — 10 000 экз. После смерти Надсона его творчество получило ещё большую известность. О Надсоне появляется обильная критическая литература (Н. К. Михайловский, А. М. Скабичевский, Л. Е. Оболенский, М. А. Протопопов и другие), публикуются различные мемуарные свидетельства. Многие поэты посвящают его памяти стихотворения… А с посмертной публикацией произведений Надсона слава его достигает своего апогея. Молодёжь заучивала его стихотворения наизусть. Произведения Надсона постоянно включались в альбомы и рукописные журналы учащихся, долгие годы их часто декламировали со сцены, почётное место отводилось им в различных хрестоматиях и сборниках.
Под влиянием Надсона начинался творческий путь Д. С. Мережковского и В. Я. Брюсова, но впоследствии именно поэты-символисты в наибольшей степени способствовали дискредитации Надсона как лирика.
В начале XX века отношение к творчеству Надсона стало неоднозначным. Критики всё более обращали внимание на мотивы «разочарования», на пессимистические настроения его поэзии. Игорь Северянин в своей «Поэзе вне абонемента» писал:
Я сам себе боюсь признаться,
Что я живу в такой стране,
Где четверть века центрит Надсон,
А я и Мирра — в стороне.
У Маяковского можно найти такие строки:
Чересчур страна моя поэтами нища.
Между нами — вот беда — позатесался Надсон
Мы попросим, чтоб его куда-нибудь на Ща!
Здесь Маяковский сравнивает себя с Пушкиным
(по алфавиту М-аяковский, Н-адсон , О, П-ушкин))

Свыше 100 стихотворений Надсона положено на музыку. И хотя шедевров вокальной лирики на слова Надсона не создано, примечательно, что к его произведениям обращались такие выдающиеся композиторы, как Ц. А. Кюи, А. Г. Рубинштейн, С. В. Рахманинов…
Поэты вели себя не по-композиторски. Однажды, на вечере поэзии, Багрицкий встал,
прижал руку к сердцу и тихо и проникновенно начал говорить, не спуская глаз со склеротического старика, — говорить с дрожью в голосе, со слезой, с трагическим надрывом:
«Друг мой, брат мой, усталый страдающий брат
Кто б ты ни был, не падай душой…»
Нищий осёкся. Он уставился на Багрицкого. Глаза его побелели. Потом он начал медленно отступать и при словах: «Верь, настанет пора и погибнет Ваал» — повернулся, опрокинул стул и побежал на согнутых ногах к выходу из чайной.
— Вот видите, — сказал Багрицкий серьёзно, — даже одесские нищие не выдерживают Надсона!

Увековечение памяти поэта С.Я. Надсона.
Барельеф-медальон к 30-летию смерти Надсона работы С. А. Уманского (Женева).
В честь Надсона названа улица Надсоновская в городе Пушкино (интересно, что название этой улицы произносится с ударением на второй слог).
В честь поэта под Киевом (в городе Боярке), в долине леса установлен памятный гранитный камень, и это место называют долиной Надсона.
В честь Надсона Козельский переулок в Кронштадте был переименован в переулок Надсона.
На доме в Ялте (ул. Бассейная, д. 24), где жил и умер поэт, установлена памятная доска.
Улица Надсона есть в Новосибирске.
:::::::::::::::::::::::::
«Так проходит мирская слава…»
Слава недолговечна. Стоит человеку уйти на покой или умереть, как о нём скоро забывают. Фраза взята из ритуала возведения в сан Папы Римского. Процессия кардиналов (высших церковных иерархов римско-католической церкви) шествовала в собор Святого Петра, где должны были возвести на престол нового понтифика.
Перед будущим Папой Римским троекратно сжигали пучок пакли и говорили при этом: «Святой отец! Так проходит мирская слава».
Крылатой эта фраза стала благодаря книге «Подражание Христу» (1427) богослова Фомы Кемпийского (1379-1471), в которой можно прочесть:
«О, как быстро проходит слава мирская!»
https://fraze.ru/index.php/aforizm/aforizmy-na-bukvu-t/tak-prokhodit-mirskaya-slava

2 комментария для “«так проходит мирская слава…»

  1. к усердным читателям
    ——————————-
    Выбросить из поста нижеуказанный текст теперь поздно:
    «Страшная судьба его племени, поголовно истребляемого на глазах
    цивилизованной Европы, заставила его изменить и тональность, и
    смысл его «еврейских стихов»:
    В это гетто люди не придут.
    Люди были где-то. Ямы тут.
    Где-то и теперь несутся дни.
    Ты не жди ответа, мы одни…» — а жаль. Блогер Л. Беренсон прав, это —
    обыкновенный ляп, ошибка. Попал в текст по недоразумению.
    Тысяча извинений.
    п.с.
    Как много нам открытий чудных сулят и сеть
    и ИНТЕРнет, и ru. и wiki, которым нет числа.

Добавить комментарий