Примерно с Семидесятых годов прошлого века в Израиле произошла деформация традиционных в Западных идеологических представлениях принципов Правого Консерватизма и Левого Социал-Либерализма.
Израильские Правые все дальше отходили от Консерватизма, и все больше становились на позиции Либерализма.
Разница между Правыми и Левыми израильскими либералами перестала определяться подходами к экономике, социальной политике, общественному и государственному устройству. Теперь только арабский вопрос разделял Правых и Левых. Но и здесь особой разницы не было.
Политика территориальных уступок, которою провозглашали лидеры Левого лагеря, осуществляли всегда именно Правые израильские политики. Начиная с Кэмп-Дэвида в 1978 году и до Мадридской Конференции в 1991 году, где Ицхак Шамир пожал руку Ясеру Арафату, сделав его легитимной стороной переговоров. И дальше до отступлений с Хеврона осуществлённого Нетаньяху и выхода из Газы во времена Шарона в 2005 году.
Да и Ословские соглашения 1993 года не появились на пустом месте. Эти соглашения стали продолжением Кэмп-Дэвида, где тогдашний Правый Премьер-Министр страны Менахем Бегин впервые признал палестинскую проблему и палестинский народ и подписал обязательства Израиля о переговорах с палестинцами по вопросу урегулирования этой проблемы.
После подписания соглашений в Осло правительством Рабина- Переса арабо-израильский конфликт только обострился и привел ко Второй Интифаде.
Левый политический лагерь становился все менее популярным и в конечном итоге практически полностью исчез с политической карты страны. Ведь ничего другого кроме как арабского вопроса за левыми не было, впрочем, как и за Правыми.
Фиаско в попытках урегулирования конфликта по принципу территории в обмен на мир привело к политическому банкротству Левого лагеря.
Пока Левые теряли популярность и исчезали Правые полностью сместились строну Либерального Центра. Единственными консерваторами- традиционалистами в Израиле остались ортодоксальные религиозные партии и их электорат.
Если мы посмотрим на сегодняшнею ситуацию в Израиле, то увидим, что нет никакого противостояния Правых и Левых на протяжении всех четырех избирательных кампаний за последние два года. Просто потому что не существует никаких правых и никаких левых в прежнем раскладе.
Вся израильская политическая система полностью центристская. Арабский вопрос снят с повестки дня, что привело к банкротству Правого Лагеря, точно так же как в свое время «Осло» привело к политическому банкротству Левого лагеря.
На нынешних выборах противостоят политики, которые позиционируют себя как представители Правого политического спектра. Гидон Саар и Нафтали Беннет, претендующие на лидерство в Правом лагере выступают против Нетаньяху. Каждый из них стремиться сместить Нетаньяху и оказаться в Премьерском кресле. И если у Саара сегодня мало на это шансов, то претензии Беннета вполне реальные.
Половина всего лагеря, выступающего против Нетаньяху-это Правые политики. Да и Лапид далек от левацких взглядов и по своей политической платформе он ближе все к тому же либеральному центру
По сути все политические силы Израиля являются Центрисами-Либералами.И в первую очередь Ликуд и Нетаньяху.
Политическая борьба идет не за идеологию, никакой идеологии ни у кого из израильских политиков уже давно нет. Борьба идет за смещение Нетаньяху и вместе с ним всей бюрократической конъюнктуры и финансовых элит, которые имеют единоличный доступ к рычагам управления и влияния.
Это борьба конъюнктур за власть, влияние, деньги.
Последние выборы снова показали, что Нетаньяху –это политический виртуоз. Он уже трижды формировал правительство проигрывая выборы своим конкурентом.
Партия” Сионистский Лагерь» под руководством Ципи Ливни на выборах в 2008 году обошла Ликуд, но кабинет все равно сформировал Нетаньяху. «Сионистский Лагерь» канул в лету. Сейчас политически блок «Кахоль-Лаван» Ганца снова набрал больше голосов, чем Ликуд, но Нетаньяху обыграл всех и собрал коалиционный кабинет, за один год полностью разрушив крупнейший оппозиционный ему политический блок.
Еще за пару месяцев до последних Апрельских выборов Нетаньяху начал контакты с Мансуром Аббасом-одним из лидеров блока арабских партий «Объединённый Список» имевших в Кнессете 13 парламентских мест. В результате Нетаньяху расколол «Объединённый Список» и Мансур Аббас пошел на выборы своей отдельной партией «РААМ». Расчет Нетаньяху был очень точным. Мансур Аббас получил свои четыре места в Кнессете, что увеличивает шансы Нетаньяху уже в шестой раз сформировать правительство.
Теперь у Нетаньяху есть опция сформировать правительство меньшинства из 58 Мандатов заручившись поддержкой Мансура Аббаса без его вхождения в коалиционное правительство. Разумеется, цена будет высокой.
Аббас сможет получить взамен своей поддержки миллиардные вливания в арабский сектор и стать единственным политическим лидером арабских граждан Израиля.
Но и Нетаньяху идя на этот шаг, ломает традиционное Табу израильской политики и дает легитимацию израильским арабам участвовать в коалиционных правительствах.
Как сложится ситуация предсказать сейчас не сможет, пожалуй, никто. Но борьба политических и финансовых конъюнктур не прекратиться еще очень долго.