Клад Нахаль Мишмар

Пару дней назад кто-то в Фейсбуке дал ссылку на статью в Гаареце про знатного фрика (все как мы любим!) из беер-шевского университета, Нисима Амзалага. https://www.haaretz.co.il/literature/study/.premium-1.7584318

Он считает, что медные предметы 4 тысячелетия до н. э. из клада Нахаль-Мишмар являются древнейшей формой письменности на прасемитском языке. Вообще-то жетоны как первые знаки — что-то такое было. Я даже попросил широко известного в узких кругах археолога Михаила Фрейкмана, знатока халколита / энеолита, прокомментировать. Михаил ответил в таком духе, что ерунда, но пока нет научной статьи, нечего и обсуждать:
זה נראה כמו ניסיון של בן אדם בעל נטיות מסטיות לחבר מיטה לחביתה. יש מצב שהוא יראה סמלים אפילו ומשמעות נסתרת גם בבור מלא עצמות. מכל מקום, יהיה ניתן להתייחס למאמר הזה רק אחרי שהוא יתפרסם בכתב עת מדעי.

А вот любопытная статья на русском языке:
Авилова Л.И. Клад Нахаль Мишмар (технологический и культурный контекст) // Краткие сообщения ин-та археологии. Вып 230. — М.: Языки славянской культуры 2013. — 296 с. — Сс. 26-50.

Стал смотреть статьи Нисима Амзалага на Academia.Edu https://bgu.academia.edu/NissimAmzallag, у него там много про то, что еврейский Б-г — это бог металлургии медного литья. Про нахаш и Нехошет там тоже есть:

  • THE FORGOTTEN MEANING OF ʿāpār IN BIBLICAL HEBREW (Обсуждается значение «афар» — медная руда)
  • Furnace re-melting as the expression of YHWH’s holiness: Evidence from the meaning of qanna (קנא) in divine context
  • YHWH, The Canaanite god of metallurgy?
  • Copper metallurgy: a hidden fundament of the theology of ancient Israel?
  • The cultural dimension of metallurgy — The case of ancient Israel

Вообще, в Библии упоминается, насколько я помню, семь металлов. В целом мне давно кажется, что тема металлов в Библии недораскручена! Думаю об этом каждый раз, когда вижу вот этот замечательный знак Jin, один из самых распространенных китайский иероглифов, который означает и золото и металл вообще (по-корейски это имя «Ким», кстати):

3 комментария для “Клад Нахаль Мишмар

  1. О КЛАДАХ
    ————————————————
    «Пилит истребляющая пила
    Ствол векового дерева
    Стоит дерево, исполненное гордостью,
    Насмехается над пилами.

    Дует с силой мощный ветер,
    Сбивает плоды его вниз.
    Но ветру – презрение:
    Еще дам сейчас!

    Ударяет солнце жгучим жаром,
    засыхают многие листья.
    Но под ним бьет источник
    источник чистой жизни.

    Пилы песню свою поют.
    «Спилим старый обрубок!»
    Поют, поют и ломаются
    О жесткое дерево.

    Плоды опадают, листья летят,
    дерево стоит, не шелохнется.
    Проходит время, годы, столетия,
    ствол его как цементный.

    Пилит истребляющая пила
    Дует с силой ветер,
    И все пилы, ветер шумит,
    Дерево живо и цело!»
    (30 марта 1928)
    «Это стихотворение (поэта Фрадкина) напомнило мне гораздо более позднюю поэму писателя на идише Шике (Овсея) Дриза, в котором могучее дерево (“А хойхер бойм, а шейнер бойм, а штаркер бойм”) также уподобляется еврейскому народу…» — М.Н.
    Cпасибо, «Дерево живо и цело..»
    Не по теме — у каждого еврея свой клад
    :), cорри.

    1. Так что там про нахаш и нехошэт?

      Ой, там у него много и про магию (отсюда ленахеш угадывать), и про медицину, и про металлургию с медью, и про нехуштана. 30 страниц, подробно разбирать нет сил, читайте сами. Он вообще считает, что Б-г Израиля — это бог цветной металлургии, который обитает в медных горах и т.п. 🙂 https://www.academia.edu/34056071/The_Serpent_as_a_Symbol_of_Primeval_Yahwism

      «In Antiquity, the serpent was typically associated with esoteric knowledge and its practical expression, the mastering of magic powers. The latter may be construed as the art of exploiting supernatural forces independently of the will of the deity that controls them. The art of healing, typically associated with the serpent, tellingly illustrates this intimate nexus of the serpent and magic powers. After all, medicine is none other than the use of human knowledge and artice to counteract diseases provoked by deities without appeasing the latter or fullling their request. This magical dimension is conrmed by the association of the serpent, in both Egypt and Mesopotamia, with divination, the art of discovering what the gods intentionally hide from mortals concerning their destiny. Such a magical dimension of the ser-pent’s powers is also explicitly stressed in Canaan through the very homonymy between the terms that denote serpent (nḥs) and divination (nḥs).

      The serpent symbol was in Antiquity closely related to metallurgy. In the Memphite theology, Ptah, the Egyptian smith god, was likened to the cosmic serpent Ir-ta. n the southern Levant, the essentiality of the serpent-metallurgy nexus is emphasized by the semantic proximity of serpent (nḥs) to copper (nḥst). The reference to the copper ser-pent as neḥushtan (2 Kgs 18,4) also emphasizes the essential relation of copper and serpent in this cultic context. The metallurgical dimension of the serpent in Canaan is confirmed by the use of copper serpents as cultic artifacts and, especially, by the cop-per serpent discovered in the tent-sanctuary of Timna.»

Добавить комментарий