Это о восстании в лагере уничтожения евреев Собибор, организованном группой, возглавляемой советским офицером Александром Печерским, о судьбе бежавших и памяти.
Выживший — Товье( Томас) Блатт посвятил много времени, чтобы донести правду не только о самом восстании, но и последующих событиях.
На интернете можно найти несколько его интервью на английском ( Thomas Blatt)
*
Закончился цикл и удушены жертвы
В пути эшелоны — заряд в жерло смерти
Ретив Демьянюк — плётки свист, и рык брани
Забрызганы кровью ботинки охраны.
Вчера им казалось — надежда пустая
Сегодня отчаянье, сегодня восстанье
Прорыв за ограду — слепая рулетка
И с вышек эсэсовцы целятся метко.
Стрельба и собаки — судьба на росстанях
И многие с жизнью в побеге расстались
Чрез мины, по ямам, под пулями ливнем
Быть правды свиделем Б’г посулил им.
Всё дальше и дальше от этого ада
Где люди горели, вились клубы чада;
Последние жертвы от местных коварства
Немало Иуд и в католиков царстве.
И выжил еврей Товье Блатт из Избицы
Один из немногих. В нём память хранится.
Другую страницу тех мест мы откроем
Том Блатт не вернулся в местечко героем
Не очень приветливы в центре Европы
В Израиль и в Штаты ведут ныне тропы
Сюда, в лагерь смерти кого привозили?
Евреев из Польши, евреев России
Кому предназначены камеры смерти?
Всем миром, пожалста, ещё раз проверьте
Евреям Литвы и евреям австрийским
французским, голландским, евреям бельгийским.
Вот время прошло и туманны отчёты
И слово “евреи” убрали с отсчётов
На сцене истории низкие цены —
Живому еврею, еврейскому тлену.
О, Господи, память- церква в Собиборе,
С отцом-францисканцем приходится спорить
Ведь это неправильно, в чём ваша Вера?
В размене на истину — откуп химерам.
Она соответствует месту иному
Здесь надо бы быть поминальному дому
Где смог бы потомок прочесть скорбно кадиш
Немного утешить. Услугу окажешь?…
Но вот уж, в местечках могилы разрыты —
Клад ищут под памятником, что на иврите
В квартиры вселившись весь дом потрошили
В чём нас обвиняли, в том сами грешили
Сгорала мораль и взирали народы
Неважно в какой состояли породе
И в веке двадцатом Вы нас обобрали
Но Товье простит, лишь не трогай Израиль.
На Ближнем Востоке гремит канонада —
Кому-то опять сжить со свету нас надо…
2016
Получил сегодня письмо из Тверии, хочу поделиться с Вами, на тот случай, если Вы не читали и, если Вы сомневаетесь, что
В ГРЕЦИИ ЕСТЬ ВСЁ. Точнее, на греческих ост-ровах с восточнои стороны
—————:::::::::::::————-
Eдинственное место в мире, где не пострадал ни один еврей
Когда цена жизни равна нулю, когда кровь на руках считается нормой, когда человечество теряет человечность, в этой мгле обязательно найдутся люди с большим сердцем — люди, которые перевернут представление о страхе, потому что приняли единственное правильное решение.
http://newrezume.org/_nw/260/s66840523.jpg
Командир немецкого гарнизона Пауль Беренц в 1943 г. на оккупированном греческом острове Закинф, пригласил к себе в кабинет мэра Закинфа Лукаса Каррера и… резко потребовал составить список всех еврейских семей острова. Каррер, не поведя глазом, попросил предоставить
ему время для написания списка. …
Ну что тут сказать. Евреев из зон оккупации увозили в лагеря смерти. Самая большая община евреев была в Салониках — спаслись единицы. В моей памяти сохранился эпизод из фильма «Салах Шабати». Один из вновь прибывших в Израиль, перенесший Холокост, из Салоник. В фильме ШОА французского режиссера Клода Ланзманна есть и показания евреев острова Корфу, выживших в концлагерях на территории Польши.
Да, при этом повезло нескольким сотням греческих евреев, благодаря храбрости и благородству двух греков!
Знаю несколько случаев евреев, спасённых украинцами. Один из них, деталей не помню, очевидно был моим родственником. Кажется 1957 год, Киев. Мама привезла меня в гости к своим двоюродным сёстрам.
Июль, тепло и вся родня, высыпала во двор. Кто-то из них привёл молодого парня лет 20. По русски, как остальные, он не говорил. До сих пор помню его реплику «Гарна дывчина». Отыскали его, спасённого ребёнком, в каком-то отдалённом украинском селе…
А вот с первых страниц книги Яна Гросса «СТРАХ» выявляются ужасаюшие факты. Спасители евреев не желали, что б их имена становились достоянием печати. Боялись соседей. Такова была ситуация непосредственно после войны в Польше…
Г.В.
Знаю несколько случаев евреев, спасённых украинцами. Один из них, деталей не помню, очевидно был моим родственником…
—————————
Я знаю больше 2-х случаев спасённых украинцами, поляками, литовцами… «Спасители евреев не желали, что б их имена становились достоянием печати. Боялись соседей. Такова была ситуация непосредственно после войны в Польше… » — и это тоже правда.
Мать жены моего кузена и её брата спасла верующая католичка, крестьянка
из литовской деревни. Другого моего родственника спас поляк-врач в концлагере и т.д. А сегодня узнал о греках. Чуден мир Божий,
Шабат шалом.
Спасибо Вам за внимание и комментарий, уважаемый Александр
и благодарность всем активным участникам блогов и гостиной за статьи и ссылки по этой тематике!
Вот ещё несколько строчек из моего прошлого произведения:
Поднял низости планку баварский пророк —
Весь народ уничтожить уже не порок,
Вторил местный народ, что евреев пора,
И вчера… Страшно было вчера…
……
«Коль xа олам куло
Гешер цар меод» *
Есть у евреев страна —
Мой выживает народ
* Слова эти сказаны Рабби Нахманом из Бреслава
и означают/Иврит/:
Коль xа олам куло гешер цар меод. / Весь этот мир – очень узкий мост/
Вэ аикар ло лэфахед клаль / и главное — не бояться./
Григорий Вольф
……
«Коль xа олам куло
Гешер цар меод» *
Есть у евреев страна —
Мой выживает народ
* Слова эти сказаны Рабби Нахманом из Бреслава
и означают /Иврит/:
Коль xа олам куло гешер цар меод. / Весь этот мир – очень узкий мост/
Вэ аикар ло лэфахед клаль / и главное — не бояться/.
::::::::::::::::::::::
Уважаемый Григорий,
м.б., в наши, запутанные разнообразными событиями времена,
* Слова Рабби Нахмана из Бреслава:
Коль xа олам куло гешер цар меод / Весь этот мир – очень узкий мост/
и, также —
Вэ аикар ло лэфахед клаль / и главное — не бояться/ — —
— важны не меньше, чем во времена Рабби.
Удачи Вам и благополучия, до встречи в Портале.
Спасибо, Александр, и взаимно!
Уваж. Григорий,
Решился, не предупредив Вас, поместить — из стихии РУ.
Печатают ЖЕ здесь ЮМ, АЦ и др., почему бы не поместить ГВ?
Надеюсь, Вы не против. Дайте знать.
— — — —
«Обещаний полон рай»
Григорий Вольф
По мотивам рецензии на
http://www.stihi.ru/2017/12/29/234
Михаила Яроховича
Обещаний полон рай:
Плохо? Переделать!
Где клубка найти конец в нитях беспредела.
Ежли старый матерьял
и портной всё тот же
Жди блестящий суррогат, заменитель кожи.
Нужно б новое пальто
Парень — кравец ловкий
впарит старенький кафтан, но с перелицовкой.
Клиентура — не горюй
Что ты в самом деле
Лишь бы дядя не одел в серые шинели
::::::::::::::::::::::::::::::
До свиданья, клиент-ура!
Мама, не горюй,
Что найдёте в беспределе —
сей ты или куй
Если в серые шинели —
всё равно ликуй,
если твой кафтан худой
маршируй и пой
Спасибо, уважаемый Александр, что эта публикация на стихи.ру Вас заинтересовала
То, что там, уже достояние интернета. Наверно надо мне эти строки поместить и в свой блог.
«.. о восстании в лагере уничтожения евреев Собибор, организованном
группой, возглавляемой советским офицером Александром Печерским, о
судьбе бежавших и памяти.
Выживший — Товье( Томас) Блатт посвятил много времени, чтобы донести правду не только о самом восстании, но и последующих событиях.
Г.Вольф
***
Выживший в Собиборе
…Сюда, в лагерь смерти кого привозили?
Евреев из Польши, евреев России
…Евреям Литвы и евреям австрийским
французским, и датским, евреям бельгийским.
Засажено место, туманны отчёты
И слово “евреи” убрали с отсчётов
На сцене истории низкие цены —
Живому еврею, еврейскому тлену.
О Господи, память — церква в Собиборе,
С отцом-францисканцем приходится спорить
Ведь это неправильно, в чём ваша Вера?
В размене на истину — откуп химерам.
Она соответствует месту иному
Здесь надо бы быть поминальному дому
Где смог бы потомок прочесть скорбно кадиш
Немного утешить. Услугу окажешь?…
Но вот уж, в местечках могилы разрыты —
Клад ищут под памятником, что на иврите
В квартиры вселившись весь дом потрошили
В чём нас обвиняли, в том сами грешили…
На Ближнем Востоке гремит канонада —
Кому-то опять сжить со свету нас надо…
————————
Спасибо, дорогой Григорий, что возвращаете всех нас
к этим строфам, к этим событиям, которые будут тревожить мировую совесть
много-много веков…