Рабби Меир Кахане. Письмо советским евреям. 31 января 1975 г. | |||||||||||||
Я пишу вам не только как собрат-еврей, но и как человек, который ощущал — и, конечно, продолжает ощущать — вашу боль; как человек, сидевший за вас во многих тюрьмах. Все эти годы я ни разу не пытался связываться с вами непосредственно, потому что занимался решением единственной задачи — помочь вам вернуться из Советского Союза, означающего для вас изгнание и духовную смерть, в ваш один и единственный дом, Израиль. Я наблюдал за вашей великолепной борьбой; мне очень хорошо известно, что именно вы в одиночку начали борьбу и пристыдили нас, побудив к действиям. Мне очень хорошо известно, что еврейское руководство в Изгнании молчало — ибо руководители боялись выходить на демонстрации в вашу поддержку. Мне очень хорошо известно, что правительство Израиля активно пыталось прекратить любую форму активной деятельности в Советском Союзе и за его пределами; я знаю, как оно — устно и письменно — клеветало на первых еврейских активистов, называя их “шпионами” и “советскими агентами”, потому что предпочитало дружбу с Кремлем, даже если ценой такой дружбы было препятствие эмиграции евреев. Мне очень хорошо известно, как смело вели себя первые горстки активистов в Риге, Вильно, Ленинграде, Харькове, Киеве, Москве и в Грузии. Мне очень хорошо известно о настроенных по-боевому активистах-евреях в Соединенных Штатах, участвовавших в маршах в вашу поддержку, протестовавших в вашу поддержку, сражавшихся ради этого с полицией, получавших удары и ставивших под угрозу свою жизнь ради вас, оказывавшихся в тюрьме ради вас, и даже сейчас, в этот самый момент, сидящих там, не только оказывавшихся в опасности, но и подвергавшихся очернению со стороны тех самых еврейских лидеров и групп, которым позволяют прибывать в аэропорт Лидда (сегодня это название — Лод — перев.), чтобы обнять вас, а потом устраивать торжественные приемы для вас в гостинице “Хилтон” в Тель-Авиве. | |||||||||||||
Мне все это известно, и потому я обращаюсь к вам — впервые — со словами боли и порицания. Неожиданно оказалось, что все большее число тех из вас, кто покидают Советский Союз, прибывают в Вену и потом — вместо того, чтобы продолжать свой путь в Израиль — заявляют, что желают поселиться на Брайтон-Бич в Бруклине (Нью-Йорк — перев.), или в Бельгии, где заботу о них примут на себя католические благотворительные организации, или — упаси нас Б-г! — в Западном Берлине. Неожиданно оказалось, что процент советских евреев, “отсеивающихся” в Вене, достигает 15, 20, 30, и теперь уже 40%! | |||||||||||||
Сейчас случается и такое: они прибывают в Израиль, а потом покидают его. Климат в Израиле слишком жаркий, работа — не такая, которую они ожидали найти, “аборигены” недружелюбны, квартира находится не в Тель-Авиве, возможна война — а никто не хочет, чтобы его сын служил в армии; и еще — в Нью-Йорке существует более уютный Золотой Телец, которому можно поклоняться…Понятно, вы можете сказать, что вы не отличаетесь от других евреев. Разве иммигранты из Соединенных Штатов, можете вы спросить, не возвращаются в больших количествах? А как насчет евреев из Франции и Канады, или любой другой западной страны — разве они не возвращаются? И разве не покидают страну уроженцы Израиля? Их ведь можно встретить где угодно — на пространстве от Форест Хилл до Лос-Анджелеса, они позорят всех евреев и губят алию… Да, все это верно, и я могу ответить тем, кто говорят об этом: мои слова, адресованные вам, я могу адресовать и им. Но это — еще не все. Вы — не такие, как они. Вы стали символом для всего еврейского народа — символом героизма и того еврейского ощущения, которых у них нет. В отличие от других, вы не можете просто решить не ехать в Израиль. Вы должны были бороться за эмиграцию, вы должны были вести борьбу в тоталитарном государстве, рисковать тюремным заключением — и считаться с возможностью еще более тяжелых последствий. Вы показали, что возвращение домой в Израиль — это ценность, ради которой стоило идти на жертвы! Когда вы предаете концепцию алии — восхождения в Страну! — это вовсе не то же самое, что делает еврей из Чикаго или даже сабра из Тель-Авива, не имеющий даже самого туманного представления о том, что такое сионизм. Вы — несущие факел, и когда вы “отсеиваетесь” — из-за этого страдает все еврейство. | |||||||||||||
У вас есть жалобы. Могу заверить вас, что среди вас не найдется ни единого человека, с которым обращались бы так, как обращались со мной, когда я был новым иммигрантом (рабби Меир Кахане с семьей совершил алию в 1971 г., а эта статья датирована 31.01.1975 г. — перев.)… Вы получите гражданство по собственной просьбе — и вам не придется ждать этого восемь месяцев и угрожать при этом обращением в суд. Вам не придется сидеть в одиночке в тюрьме за преступление, заключающееся в том, что вы помогали евреям. Вы возвратитесь домой, где — обладая силой воли и решимостью — сможете создавать еврейскую семью на Еврейской родине. | |||||||||||||
Недавно было опубликовано интервью с советским евреем, оставившим Израиль и сейчас находящимся в Бельгии в статусе беженца (я употребляю это выражение обдуманно, потому что эта страна не слишком рада принимать у себя его или любого советского еврея). Этот человек объяснял, почему он оставил Израиль: “Посмотрите на меня: мне больше 50 лет, и всю свою жизнь я убегал. От румын, от немцев, от русских; и вот я приезжаю в Израиль — и что я там нахожу? Темнота, затемнения, война, страх перед бомбами, ракеты… Всю жизнь я убегал… И я все еще убегаю”. | |||||||||||||
Послушай, советский еврей. Ты, родившийся в Изгнании, — ты всегда убегал, и всегда будешь убегать, до того дня, когда тебя поймают и уничтожат. Ты будешь убегать от бельгийцев, и из Западной Германии, и от американцев, потому что еврею нет места в Изгнании. Израиль — Еврейское государство, и он был создан для того, чтобы еврей не должен был убегать. Когда мужик устраивал погром, ты не мог сделать ничего, и когда Гитлер сжигал тебя, ничто не могло остановить его, и когда Сталин депортировал тебя, ситуация была безнадежной. А в Израиле нет мира, но здесь есть то, чего ты никогда не знал и никогда не узнаешь в Изгнании — еврейская армия, еврейский кулак, еврейская гарантия выживания. Оставайся в Изгнании — и тебе гарантировано, что ты будешь убегать до конца своей жизни и до конца жизни твоих детей, если только до тебя не доберутся раньше — а до тебя доберутся. Возвращайся домой — и здесь ты встретишь самые разнообразные трудности и самых различных омерзительных людей, будешь попадать в самые разные мерзкие ситуации, — но ты будешь жить, и ты уцелеешь, и если ты будешь решительным и будешь обладать ощущением цели, ты сможешь изменить то, что плохо в Еврейском государстве. “Смотри, предложил я тебе сегодня жизнь и добро, и смерть и зло” (Дварим 30:15). Советский еврей! Изгнание — это зло и абсолютная смерть. Дом — Израиль — это жизнь, такая хорошая, какой ты сделаешь ее. Советский еврей, мой брат! Мы живем, ты и я, все евреи, в эру начала окончательного избавления. Можешь ли ты понять значение своего возвращения из Изгнания — для того, чтобы посадить еще одно дерево, забить еще один гвоздь, вырастить еще одного ребенка, или просто находиться в Галилее или Негеве? Знаешь ли ты, что это означает? Это означает осуществление видения пророков, исполнение обязательства Г-спода, Еврейского Б-га. Изгнание — это наша могила, и там есть только смерть. А Израиль — это исполнение слов Б-га: “Ибо искупил Г-сподь Яакова и спас его от руки того, кто сильнее его” (Ирмиягу 31:10). Советский еврей — все еще пребывающий на земле Брежнева, или странствующий в местах изгнания Европы или Соединенных Штатов, или прибывший недавно в Израиль! Приезжай домой; оставайся дома. Перестань бегать и будь частью Б-жественной Еврейской судьбы. Перевод Ефим Майданик. Прим. переводчика. 3 Июля 2011 Продолжая переводить статьи и др. материалы рава Кахане из разных источников, в т.ч. нового семитомника, с английского языка, я прекрасно понимаю, что его имя и идеи по-прежнему вызывают злобу и ненависть у определенной части бывших советских и постсоветских граждан, включая ЛЕНов (“лиц еврейской национальности”). Их реакция порой находит место на разных сайтах. В Союзе нас учили таким премудростям, как “Брань на вороту не виснет”, “Собака лает — ветер носит”, “Хоть горшком назови, только в печь не сажай” — и т.п. Уже здесь, на Западе, я узнал о принципе иудаизма “Лашон ха-ра (злоречие, злословие) приносит вред троим: тому, кто говорит (добавим “пишет”), тому, о ком говорят, и тому, кто слушает”. Не имея возможности контролировать публикацию комментариев на мои материалы (в основном это переводы — полные или частичные — с английского языка), я прошу тех, кто их любезно публикуют, постараться избавлять пользователей сайтов от откровенно мерзких комментариев. Я благодарен всем, кто способствуют распространению материалов “Еврейской Идеи” и других моих текстов, которые они считают заслуживающими внимания. Я всегда готов (бли недер) выслушать замечания, ответить на разумные вопросы и помочь найти первоисточники. Перевод Е. Майданик.
|
|||||||||||||
|
2 комментария для “Рабби Меир Кахане. Письмо советским евреям. 31 января 1975 г.”
Обсуждение закрыто.
Комментарии
По данной заметке опубликовано комментариев: 3.
1. ТОЛЬКО ПРЕДСТАВЬТЕ на минутку …
Оранж 03 Июля 2011
2. МОЙ ИЗРАИЛЬ
Михаэль Бабель, Иерусалим 03 Июля 2011
3. Да скифы мы !! Да русские евреи !!!
Вечный Жiдъ 03 Июля 2011
Thank You For This Post, was added to my bookmarks.