- http://online.wsj.com/article/SB10001424052748704474804576222561887244764.html
Алан М. Дершовиц, профессор права Гарвардского университета :
В ЭТОЙ СКАНДИНАВСКОЙ СТРАНЕ АНТИСЕМИТИЗМ ДАЖЕ НЕ МАСКИРУЕТСЯ ПОД АНТИСИОНИЗМ
Я недавно завершил тур по норвежским университетам, где выступал с лекциями о международном праве применительно к израильско-палестинскому конфликту. Но то, что произошло во время этого тура, почти никогда со мной не случалось.
Спонсор этой поездки, норвежская произраильская группа, предложила, чтобы я проводил лекции без каких-либо обвинений в адрес трёх основных университетов. Норвежские университеты вообще избегают любой возможности приглашать преподавателей из других стран.. Когда мой коллега из Гарвардского университета Стивен Уолт, соавтор нашей книги «Израильское лобби», приехал в Норвегию, его сразу же пригласили выступить с докладом в Норвежском университете науки и техники в Тронхейме. С удовольствием встретились и с Иланом Паппе, демонизатором Израиля, который преподаёт в Оксфорде.
Таким образом, пригласившая меня сторона ожидала, что её предложение представить различные академические перспективы палестино-израильского конфликта будет с радостью мною принято. Я написал с полдюжины книг на эту тему, представляющих центристский взгляд на поддержку решения «Два государства для двух народов». Но норвежские университеты отказались принять меня.
Декан юридического факультета университета в Бергене сказал, что он «посчитает за честь», если я прочитаю лекцию «о деле О. Дж. Симпсона» при условии, что пообещаю не упоминать Израиль. А администратор колледжа в Тронхейме заявил, что Израиль очень «спорный вопрос».
Университет Осло просто сказал «нет» без какого-либо оправдания. Это заставило одного журналиста удивиться тому, что норвежские университеты считают, что я «не совсем прирученный» к их требованиям.
Перед этим только однажды я был лишен возможности прочитать лекции в университетах одной страны. Этой другой страной была Южная Африка времён апартеида.
Несмотря на отказы этих университетов меня пригласить, я прочитал три лекции в переполненных аудиториях по приглашению групп студентов. Меня сопровождали постоянные аплодисменты и до, и после выступлений.
Именно тогда я понял, почему всё это произошло. Во всех норвежских университетах были предприняты усилия, чтобы объявить научный и культурный бойкоты израильским учёным. Этот бойкот направлен против израильской «оккупации» палестинских земель, но оккупации, которую имеют в виду организаторы бойкота, не Западного берега (Иудеи и Самарии – прим. переводчика), а всей территории самого Израиля. Вот начало их обращения: «С 1948 года Государство Израиль оккупировало палестинскую землю…»
Администрации этих университетов отказались продолжать такую форму коллективного наказания всех израильских учёных, так что формальное требование бойкота потерпело неудачу. Но на практике бойкот существует.. Евреи – произраильски настроенные лекторы подвергаются бойкоту де-факто.
Первым подписантом бойкота был Тронд Адресен, профессор Тронхеймского университета. Он писал о евреях:
«Существует нечто чрезвычайно самодовольное и эгоцентричное в племенной ментальности, которая так превалирует среди евреев. Они, в целом, характеризуются этой ментальностью. Не менее законно говорить такие вещи о евреях в 2008-2009 годах, чем это было, когда выражали такую же точку зрения о немцах в 1938 году».
Такая линия разговора – направленная на евреев, а не на Израиль, – по-видимому, приемлема среди многих представителей норвежской элиты. Рассмотрим реакцию бывшего премьер-министра Коре Исааксен Виллока на выбор президентом Обамой Рама Эммануэля в качестве его первого руководителя администрации:
«Не слишком многообещающим выглядит то, что он выбрал в этом качестве еврея».
Г-н Виллок ничего не знал о взглядах г-на Эммануэля, – он основывал свою критику на том лишь факте, что г-н Эммануэль – еврей. Возможно, неудивительно то, что в Норвегии сегодня живут меньше чем 1.000 евреев.
Министр иностранных дел Норвегии недавно написал статью, оправдывающую его контакты с «ХАМАСом». Он сказал, что основной философией Норвегии является «диалог». Этот диалог, оказывается, является односторонним. «ХАМАС» и его сторонники приглашаются для диалога, зато сторонники Израиля исключаются посредством безоговорочного, но очень реального, бойкота в отношении произраильских взглядов.
Перевод с английского Игоря Файвушовича, Хадера.