Можно ли евреям жить в Германии

Лев Мадорский

Можно ли евреям жить в Германии?

В иудаизме, в отличие от других религий, существуют догматы, которые не являются истиной в последней инстанции. Их можно подвергать сомнению, о них можно спорить, иногда даже изменять. Причём, в спорах этих принимают участие не только раввины и мудрецы, но и самые что ни на есть простые иудеи. После Холокоста одной из тем таких дискуссий стал вопрос, вынесенный в заголовок. На этот почти сакраментальный вопрос раввины дают разные ответы: «Ни в коем случае нельзя», «Не только можно, но и нужно»

В 1992 году, когда еврейская иммиграция в Германию из стран бывшего Союза только начиналась, в Берлине перед активистами новообразованных общин (около 100 человек) выступил молодой израильский раввин, уроженец Беларуссии. Ребе прочитал молитву за Израиль, рассказал о положении дел в Стране Обетованной, а потом предложил желающим задать вопросы. Встал мой сосед, напористый, бойкий, уже немолодой одессит, приехавший из Магдебурга: «Скажите, пожалуйста, господин раввин, как вы относитесь к евреям, которые приехали из стран бывшего Союза не в Израиль, а в Германию?» Вопрос, как бомба, взорвал спокойную, официально-скучноватую атмосферу собрания:

Собственно, взорвал не столько вопрос, сколько ответ раввина: «Вы совершили отвратительный поступок, о котором позже пожалеете». Зал замер в шоке. Потом ребе попытался дипломатично смягчить свои слова: «Я воспитывался в религиозной семье, для которой было ясно, что место еврея только в Израиле», «Бывают разные обстоятельства», говорил что-то ещё, но неприятный осадок у меня и у многих других остался.

Мнение раввина из Белоруссии-Израиля разделяют многие израильятяне. В комментариях на мои статьи на еврейскую тему встречаются, например, такие:

    • Вы уже истратили 30 сребренников?

    • Нельзя верить ни одному слову еврея-журналиста, живущего в Германии.

    • Вам не тяжело жить и знать, что рядом ходят убийцы Ваших родных или их сыновья и дети?

    • Как Вы можете рассуждать о порядочности, если сами совершили аморальный поступок, приехав в Германию?

В 1995 году я в Хайфе зашёл в Сохнут, чтобы купить экскурсию по Израилю. Работница агентства, весёлая, разбитная одесситка встретила меня подчёркнуто радушно: «Проходите, пожалуйста, садитесь. Ну, надо же какие люди приезжают в Израиль,- дружелюбно улыбаясь, рассыпалась она южным, тягучим говорком,- Занимайте лучшие места. У Вас паспорт с собой? Прекрасно. Ах, так Вас зовут Лёва? Какое хорошее имя. У меня сын Лёва.- Но вот одесситка полистала паспорт в поисках прописки и дружелюбие мгновенно испарилось. Бывшая жительница Одессы взмахнула руками и закричала-запричитала, как на Привозе, высоким, пронзительным голосом, обращаясь к кому-то в другой комнате: «Сонечка, иди глянь. Нет, этого не может быть! Такой приличный человек и живёт в Германии!». — Соня не вышла, а я сидел багровый, опустив голову. С тех пор, находясь в Израиле, на вопрос: «Вы откуда?» отвечаю: «Из Москвы».

Подобное отношение к евреям живущим в стране Холокоста широко распространено в Святой Земле. В 2008 году, когда в Кнессете выступала канцлерин Меркель и говорила по-немецки, группа депутатов встала и покинула зал.

А теперь вернёмся к ответам раввина. Молодой русскоязычный раввин, выпускник Иешивы, в чёрной шляпе, пейсами и нитями цицит, с которым я разговорился к Стены Плача несколько лет назад, отвечая на всё тот же вопрос, поддержал своего коллегу, выступавшего в Берлине:

  • Жить в Эрец-Исраэль, — молодой человек говорил по-русски хорошо, с израильским, певучим акцентом,- одна из главных мицвот. Господь даровал евреям эту землю и других вариантов просто нет и быть не может.- Я что-то заметил об особых жизненных обстоятельствах, но ребе не согласился. -Человек управляет обстоятельствами, а не обстоятельства человеком. Не вижу никаких причин, чтобы уезжая из бывшего Союза, мы попадали не в еврейское государство, которое нас ждёт, а в какое-то другое. Особенно, в Германию. Кроме того,- помолчав, добавил молодой человек, -здесь намного больше шансов, что Ваши дети и внуки останутся евреями.- Когда мы прощались, он добавил дружески улыбаясь и крепко пожимая руку: «Подумайте сами. Только в Израиле евреи всегда будут чувствовать себя как дома. Зачем жить в изгнании, если можно жить дома?

Совсем по-другому ответил на вопрос раввин Магдебурга Суссан, у которого я брал интервью несколько лет назад.

  • Никаких указаний на то, что евреи должны жить только в Израиле, в Торе и других еврейских книгах нет. Человек может и должен жить там, где ему лучше. Что касается Германии, то здесь евреям не только можно жить, но и нужно. Просто необходимо. Почему? Потому что Гитлер хотел сделать эту страну свободной от евреев. Создавая еврейскую общину в Германии, мы не даём осуществиться его желанию. Это важно и с религиозной и с моральной точки зрения.

Мнение раввина из Магдебурга поддержал правнук раввина Шломо Тайхталя, сгоревшего в огне Холокоста, главный раввин Берлина рабби Иегуда Тайхталь. В недавнем интервью он показал корреспонденту фотографию, на которой министр юстиции Израиля Аелет Шакет в окружении тысяч евреев зажигает менору у Бранденбургских ворот, и сказал: «Глядя на это фото, вы чувствуете еврейскую гордость и победу над нацистами. Мы гордимся тем, что мы евреи. Злоба низвергается во тьму, а вокруг царит свет, который влияет на весь еврейский мир».

На вопрос журналиста о возможности нового Холокоста, в связи с наплывом в Европу мигрантов, многие из которых выражают антисемитские взгляды, рабби ответил:

«Германия извлекла уроки из Холокоста. На сегодняшний день страна является безопасной для еврейской жизни. Намного безопаснее чем Англия или Франция. Я не верю в еще один Холокост».

Послесловие

Признаюсь честно. Почти 25 лет живу в Германии и мне нравится эта страна. Чувствую себя комфортно, так как нашёл здесь всё, что нужно человеку для нормальной жизни: друзей, интересную работу, благополучие близких и даже ( предвижу сомнения в моей искренности в свете последних событий, но это так) ощущение безопасности. Хотя, как уже писал неоднократно, не решился бы пройти в кипе или проехаться в машине с израильским флагом по мусульманским районам. Впрочем, возможно, я такой человек нерешительный или возраст уже не распологает к экспериментам.

Тем не менее, как и молодой раввин у Стены Плача, считаю, что совершил не самый лучший поступок в своей жизни, приехав из бывшего Союза не в Израиль, а в Геманию. Тому было ряд причин, о которых я тоже уже писал. Вместе с тем, согласен с мнением раввинов Суссана и Тайхталя о том, что евреи могут и даже должны жить в стране Холокоста, не опасаясь его повторения. Во-первых, потому, что сегодня это «другая страна» (выражение Конрада Аденауэра), а, во вторых, нельзя допустить, чтобы сбылась мечта фюрера: «Юденфрай».

http://evreimir.com/116951/16-03-17-mador_judeutch/

:

 

5 комментариев для “Можно ли евреям жить в Германии

  1. КОМПЛЕКС ВИНЫ, то же чувство НЕУЮТА, от которого ни мне, ни Вам не избавиться
    Я с Вами согласен, дорогой Алекс.Как ни крути, всё так оно и есть. Тем более. что «Юденфрай», учитывая ассимиляцию и идентификацию будет так или иначе.

  2. Каждый кулик свое болото хвалит. Так получается?

    Дорогой Ефим! Если, всё-таки, выбирать чья точка (кочкв- раз кулик) зрения мне ближе, то , как ни парадоксально, на стороне израильтян. Их выбор с моральной точки зрения более убедительно мотивируется…

  3. Дорогой Лев!
    По сути дела Вы ответили на свой вопрос. Все Ваши евреи, живущие в Германии, ответили, что можно, а евреи, живущие в Израиле — что нельзя. Каждый кулик свое болото хвалит. Так получается?

  4. «Но вот одесситка полистала паспорт в поисках прописки и дружелюбие мгновенно испарилось. Бывшая жительница Одессы взмахнула руками и закричала-запричитала, как на Привозе, высоким, пронзительным голосом, обращаясь к кому-то в другой комнате: «Сонечка, иди глянь. Нет, этого не может быть! Такой приличный человек и живёт в Германии!». — Соня не вышла, а я сидел багровый, опустив голову…» — с чего бы это, Лев?
    ————-
    С тех пор, находясь в Израиле, на вопрос: «Вы откуда?» отвечаю: «Из Москвы». — Если это правда, то таки нельзя верить -«Нельзя верить ни одному слову еврея-журналиста, живущего в Германии.»
    ::::::::::::::
    А теперь, Лев, главное (IMHO): моя, как Вы, скорее всего напишете, «ехидная заметка», — это не ехидство, а тот же КОМПЛЕКС ВИНЫ, то же чувство НЕУЮТА, от которого ни мне, ни Вам не избавиться. Несмотря на все наши ухищрения, несмотря даже на
    «мнением раввинов Суссана и Тайхталя о том, что евреи могут и даже должны жить в стране Холокоста, не опасаясь его повторения. Во-первых, потому, что сегодня это «другая страна» а, во вторых, нельзя допустить, чтобы сбылась мечта фюрера: «Юденфрай».
    Несмотря ни на какие Ваши и мои во-первых и во-вторых. Почему я Вам это пишу, спросите, вместо того, чтобы промолчать? Потому, что , как мне кажется, живя в галуте дольше Вас, я вспоминаю, с каким уважением австрийские таможенники проверяли евреев-эмигрантов, едущих в Израиль, и с каким заметным неуважением — всех остальных.
    Ссылки на Аденауэра и на «БОРЬБУ» с «Юденфрай»
    Германии выглядят, по-моему, крайне беспомощно и неубедительно, извините.
    P.S. А Германия, без всякой иронии, — прекрасная страна, бывал там несколько раз, туристом.

Обсуждение закрыто.