Введение в современную литературу.
Высоцкий: творчество и жизнь.
Филологический факультет ЧГПУ, гр. «В».
Швец Г.Л. 09 -10.07.1994 (дата подлинная).
Окончание (нач. 23 07 2014, 01:25).
В 1967, т.е. за три года до исповедального интервью, поэт пишет «Корабли постоят – и ложатся на курс…» Стихи, что называется, пророческие. Это – и о себе, это – и о призвании, это – и о пути, который дан свыше и который не пройдёшь по-новому, ведь от себя самого не уйдёшь никогда.
…Возвращаются все – кроме лучших друзей,
Кроме самых любимых и преданных женщин.
Возвращаются все – кроме тех, кто нужней, –
Я не верю судьбе,
Я не верю судьбе, а себе – ещё меньше.
Но мне хочется верить, что это не так,
Что сжигать корабли скоро выйдет из моды.
Я, конечно, вернусь – весь в друзьях и в делах, –
Я, конечно, спою,
Я, конечно, спою – не пройдёт и полгода…
Нельзя не упомянуть о Гамлете-Высоцком. Эта роль была по праву предназначена актёру. Если бы великий Шекспир сумел хоть на один миг взглянуть на своего героя в ХХ веке (при всей невозможности такого явления), он, безусловно, остался бы доволен глубинным проникновением артиста, которого вычленило время.
Сам артист, кстати, говорил: «Мне повезло, что я играл Гамлета именно в том возрасте, который отмечен у датского принца Шекспиром. Я чувствовал себя его ровесником. Я играл не мальчика, который не знает, что ему нужно. Он воспитывался с детства быть королём. Он был готов войти на трон…»
На Таганке Высоцкий остро чувствовал ритмы времени, растворялся в них, выражал их в своих произведениях и ролях. В Гамлете он был сопричастен эпохе и проблемам современного человечества. У актёра произошла полнейшая гармонизация с образом, поскольку он смог жить и разговаривать от имени своего персонажа – в любых условиях и при любых обстоятельствах. Конечная строка стихотворения «А мы всё ставим каверзный ответ и не находим нужного вопроса» – даёт не только трактовку Гамлета, но и мироощущение современного человека в разрезе вечных вопросов «русских мальчиков», на которые каждый отвечает в силу своей ментальности: зачем я живу… кто я… что будет после смерти…
Вот почему в стремительной жизни Владимира Семёновича по-особому звучал рефрен «чуть помедленнее, кони». Сознание поэта пыталось удержать сверхбыстрый бег времени. Удержать, чтобы больше написать, спеть, сыграть…
«Кони привередливые» (1972).
…Сгину я – меня кувшинкой ураган сметёт с ладони,
И в санях меня галопом повлекут по снегу утром, –
Вы на шаг неторопливый перейдите, мои кони,
Хоть немного, но продлите путь к последнему приюту!
Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!
Не указчики вам кнут и плеть.
Но что-то кони мне попались привередливые –
И дожить не успел, мне допеть не успеть.
Я коней напою,
я куплет допою –
Хоть мгновенье ещё постою
на краю…
Есть давно проверенный постулат – победитель получает всё.
Был ли победителем Высоцкий. Конечно, да. Уместен вопрос: что же отличало барда, помимо избранного им тернистого пути? Это – сила и надёжность мужчины. Латинский постулат «Я помню, мыслю, следовательно, существую» был переосмыслен поэтом и возведён в гимн Любви (1973).
Высоцкий дал своё философское вúдение явления, без которого сама жизнь превращается в серые будни времяпровождения.
…И много будет странствий и скитаний:
Страна Любви – великая страна!
И с рыцарей своих – для испытаний –
Всё строже станет спрашивать она:
Потребует разлук и расстояний,
Лишит покоя, отдыха и сна…
Но вспять безумцев не поворотить –
Они уже согласны заплатить:
Любой ценой – и жизнью бы рискнули,
Чтобы не дать порвать, чтоб сохранить
Волшебную невидимую нить,
Которую меж ними протянули.
Я поля влюблённым постелю –
Пусть поют во сне и наяву!..
Я дышу, и значит – я люблю!
Я люблю, и значит – я живу!..
В заключение о следующем.
Время А. Пушкина и его «глаголом жги сердца людей» ушло в века. Время С. Есенина с его формулировкой «дар поэта – ласкать и карябать» ближе к нам, но стрелки циферблата идут по-новому. Время Б. Пастернка с его «когда строку диктует чувство, оно на сцену шлёт раба, и тут кончается искусство, и дышит почва и судьба» напоминает нам о тоталитарной стране, в которой люди были согнуты системой без права распрямиться.
Другой узник совести и долга – В. Шаламов – выразил мысль о том, что сейчас мало влиять искусством слова или глагола на мировоззрение людей. Художник должен гореть в своём искусстве – и это горение или, точнее, самосожжение даёт творчеству право вести за собой.
В. Высоцкий сумел сгореть, оставив стихи, песни и роли. След его огня глубоко запал в души тех, кто его видел или слышал. Формально он явно недопел, недосказал, недоиграл. Он успел главное – состояться, показав собой пример одержимой Личности.
Геннадий Швец. 23 07 2014, 22:25.
И начало прочитал , окончание лучше ; нет Ваших стихов , они только мешают. Про стихи Ваши не буду .
От такого рода предположений я бы , IMHO — ( как сейчас модно , да и — удобно) — говорят ) воздержался — «Если бы великий Шекспир сумел хоть на один миг взглянуть на своего героя в ХХ веке , он, . . . безусловно, остался бы доволен глубинным проникновением артиста, которого вычленило время.» Не по чину , извините ; а представить , как «артиста вычленило время » , — страшновато.
Не обижайтесь и расскажите лучше про Челябинск , про жизнь . Без
громких имён , без глобальных «вычленений » , не надо никого и ничего жечь. Надеюсь , Вы найдёте что-то интересное рядом и сумеете рассказать об этом.