Когда не «пилили» бюджет. Выпуск 1.
Как и почему эффективно работал Кировский НИИ краеведения
Месяца два назад мне попались в архиве документы Кировского (ранее – Вятского) НИИ краеведения, связанные с развитием капо-корешкового производства и других промыслов в нашей области. Производство это было крайне необходимо, потому что страна остро нуждалась в иностранной конвертируемой валюте, а продукция из капо-корня, кружевные изделия и меха пользовалась успехом в Англии и ряде других стран.
Нефтью и газом на мировом рынке тогда наша страна в таких огромных масштабах не торговала. Необходимо было обеспечить топливом, прежде всего свою быстро развивающуюся промышленность.
Вот эти документы.
Из письма Кировского НИИ краеведения в адрес областного промышленного совета от 11 февраля 1939 года:
«Кировский НИИ краеведения намечает в 1939 году работу по изучению запасов капо-корня в пределах Кировской области и составление брошюры по истории развития капо-корешкового промысла.
Для участия в работах предполагается привлечь Ленинградскую лесотехническую академию.
Кроме того, институт просит вас выделить из своих запасов 1.000 экз. листовки, составленной Михаилом Николаевичем Шатровым (ученым-кустароведом) для издания с призывом об отыскании капо-корня.
Эту листовку институт предполагает разослать по своей краеведческой сети».
(ГАКО, ф. Р-2124, оп.1, д.274, л.1).
(Обращаю особое внимание на то, что институт имел свою краеведческую сеть – А.Р).
Из плана научно-исследовательских работ по Кировскому областному промышленному совету на 1939 год:
- Проработка вопроса о районах нахождения капо-корешкового сырья.
- Проработка вопроса о возможности искусственного воспроизведения капо-корешкового сырья с Кировским НИИ краеведения и Ленинградской лесотехнической академией.
- Изыскание в пределах области огнеупорных глин.
- Изучение истории старых промыслов, в частности глиняной игрушки, плетения из лозы художественных изделий и проработка экономики размещения.
- Организация музея кустарной промышленности области.
(ГАКО, ф. Р-2124, оп.1, д.274, л.9).
Из письма Ленинградской лесотехнической академии от 11 апреля 1939 года:
«Работу по установлению капо-корешковой березы в Кировской области можем провести летом 1939 года».
(ГАКО, ф. Р-2124, оп.1, д.274, л.13).
Из протокола заседания Совета Кировского НИИ краеведения от 1 июня 1939 года:
«Присутствовали: Шернин, Лопатин, Фокин, Луппов, Бухаревич, Березина, Корчемкин, Хлюпин, Токарева, Арбузова, Шатров, Сулинов, Царегородцев.
- Заслушав доклад о работе М.Н. Шатрова «Капо-корневой промысел в Кировской области и его сырьевая база» признать необходимым издание этой работы. Включить в брошюру библиографию, составленную Воларович (1) и фотографии современных изделий из капо-корня.
- Заслушав доклад П.Н. Луппова (2) о работе Сафронова «Альбом кружев кружевниц Советского района Кировской области», считать необходимым издание работы через Кировское областное издательство. Поручить редакционной коллегии и автору внести поправки в соответствии с замечаниями. Пополнить количество фотографий кружевных изделий. Внести в альбом образцы работ кружевниц, которые демонстрировались на Нью-Йоркской и Парижской выставках. Считать необходимым, кроме альбома, подготовить к печати более крупную работу по кружевному промыслу в Кировской области».
(ГАКО, ф. Р-2124, оп.1, д.274, л.23).
Из протокола заседания Совета Кировского НИИ краеведения от 18 июля 1940 года:
«Заслушав доклад Н.О. Соколова (Ленинградская лесотехническая академия) «О плане и методике экспедиционных работ по изучению капо-корешкового сырья в Кировской области», выражаем удовлетворение, что Кировский областной промышленный совет выделил, наконец, средства для поисков капо-корешкового сырья в пределах Кировской области.
Одобрить маршрут и методику работ экспедиции, руководимой Н.О. Соколовым.
Рекомендовать Н.О. Соколову в процессе работы обратить внимание на систематические формы берез, образующих наплывы капо-корня, из числа форм обитающих в Кировской области. Это может облегчить установление ареала капо-корешковой березы, если образование наплывов окажется наследственным признаком, связанным с определенной формой березы. (По-видимому, эта рекомендация принадлежит А.Д. Фокину).
Заслушав сообщение А.Д. Фокина о результатах обследования Бобинской лесной дачи для установления пригодности ее заселения бобрами, решили поручить комиссии по реакклиматизации бобра обсудить сообщение А.Д. Фокина и в ближайшее время организовать обследование других пунктов, пригодных для заселения бобрами».
(ГАКО, ф. Р-2124, оп.1, д.274, л.43).
Из письма Президиума Совета по производительным силам (Москва) от 3 сентября 1940 года в адрес Ленинградской лесотехнической академии:
«Наряду с проведением изысканий капо-корешковой березы в пределах Кировской области, мы ставим вопрос о проведении и таких не менее важных для нас работ, как разработка технологического режима пропарки и сушки болванок капо-корня, исследования возможности разделки капо-корня на месте его добычи и транспортировки в разделанном виде».
(ГАКО, ф. Р-2124, оп.1, д.274, л.75).
Как видите, ученые Кировского НИИ краеведения принимали самое активное участие в развитии научных исследований для промышленности области, в том числе и кустарной. Финансирование этих работ осуществляла, в большой мере, промышленная кооперация Кировской области. Особенно активизировалось это финансирование, когда в руководстве промышленной кооперации области начал работать В.К. Мильдзиков (3). Отмечу, что во время войны промышленная кооперация Кировской области выпускала огромный объем разнообразной продукции для фронта, а ведь там работали в то время дети, старики и инвалиды. Ученые и краеведы области и в годы войны привлекались В.К. Мильдзиковым для решения сложных технологических и сырьевых проблем промышленной кооперации области.
Сегодня у нас создан научно-исследовательский центр регионоведения (4) при Герценке, возглавляемый доктором исторических наук Михаилом Сергеевичем Судовиковым, который, существуя уже два года, не имеет даже внятной программы и плана работ, а, между тем, финансируется из бюджета. Занят он, странным образом, выпуском исторических изданий весьма сомнительного качества, о чем я уже писал. Однако, видимо, какие-то бюджетные деньги (и наверно немалые, судя по широте проблем, изучаемых регионоведением), под покровом тайных планов и программы его, «пилятся».
Примечания:
(1) – Библиографический указатель кустарно-ремесленной промышленности Кировской области (Вятской губернии) с 1837 по 1936 год // Составитель С.Е. Воларович. Киров, 1938.
(2) — Луппов Павел Николаевич, историк Вятского края, краевед, родился 22 октября 1867 года в селе Усть-Чепецком Вятского уезда и губернии, умер 25 февраля 1949 года в Ленинграде. Заслуженный деятель науки Удмуртской АССР (1945). Доктор исторических наук (с 1944), доцент Кировского педагогического института (1919-1945), старший научный сотрудник Кировского (1922-1941) и Ижевского (1941 -1945) научно-исследовательских институтов краеведения.
(3) — Мильдзиков Владимир Каз-Булатович, родился в 1910 году в селе
Эльхотово Правобережного округа Терской области.
В 1925 году окончил 8 классов школы 2-й ступени.
В 1932 году окончил Семеновский деревообделочный техникум в Нижегородском крае.
С декабря 1932 года по декабрь 1933 года – заместитель директора Семеновского техникума Всекомпромсоюза.
С 1933 по 1935 год служил в Красной Армии.
С февраля 1936 года по апрель 1936 года – начальник мебельного отдела Кировдревлесхимсоюза.
С апреля 1936 года по декабрь 1937 года – заместитель председателя Кировдревлесхимсоюза.
С декабря 1937 года по декабрь 1939 года – председатель Кировского мебельного союза Всекомпромлесхимсоюза.
С декабря 1939 года по февраль 1941 года – заместитель председателя Кировского облпромлессоюза.
С февраля 1941 года по август 1942 года – председатель Кировского облпромлесхимсоюза.
С августа 1942 года по август 1944 года – заместитель уполномоченного Управления кооперации при СНК РСФСР по Кировской области.
С августа 1944 года по декабрь 1945 года – уполномоченный Управления кооперации при СНК РСФСР по Кировской области.
С 27 декабря 1945 года – начальник управления промкооперации при СНК РСФСР по Кировской области.
В ноябре 1950 года отозван в распоряжение Министерства.
(ГАКО, ф. Р-2169, оп.47, д.549).
(4) — Регионоведение изучает мир в его многообразии, оно конкретно, выпукло и объёмно, оно обращено непосредственно к странам и регионам и рассматривает их во всей полноте, во всех аспектах их жизни.
Быть регионоведом — значит преуспевать в прогрессе современного мира и шагать в ногу со временем.
Александр Рашковский, краевед, 3 июля 2014 года.