ЦЫГАНЕ В ПРОШЛЫЕ ГОДА
И СЕГОДНЯ.
Как-то прослушал радио передачу- интервью с цыганом- артистом Московского театра Ромэн,. где обсуждалось искусство цыган, и их судьба, живущих и разбросанных по многим странам и континентам. Эта передача навела меня на мысль написать что-то о цыганах, живших в Царской России, Союзе и теперешней России. Я постараюсь описать жизнь цыган не по рассказам, а как очевидец, имевший с ними непосредственно контакты.
Я не буду описывать исторические данные, где и когда они возникли, их этническое разнообразие, проживая в разных странах. Это все, кому интересно, могут войти на интернет и получить ответы на свои вопросы.
Бытуещее такое общее мнение, что все цыгане, а именно- мужчины- конокрады, а женщины поголовно являются добытчиками всего, что необходимо для жизни всех, прибегая, для выполнения своего предначертания при помощи не совсем честных приемов. Прежде, чем давать какую-то оценку их действиям, необходимо вспомнить, что это единственная нация, у которой кочевой образ жизни. Они не имели постоянного места жительства, и естественно не были ни кем учтены., и жили как могли. Такой образ жизни мне тяжело осудить. Это генетически, а может быть природой был создан новый тип человека, у которого в основу своей жизни была принята свобода и жить по законам и правилам своего табора. Все решения принимались главой табора, зачастуя называемым Бароном. Не зная юриспруденции и уголовного права, он решал все проблемы, происходящие в таборе, если кто-то нарушал условия проживания .
Старые женщины- цыганки зачастую были хорошими психологами и , занимаясь гаданием могли по поведению человека , по глазам определить его состояние на данный момент, и часто угадывали, что произошло с человеком, особенно если перед ней женщина, т. к. ее состояние более четко отражается на лице, чем у мужчин. Воздействуя на психику человека, особенно когда этот человек находится в окружении нескольких молодых цыганок, могли ненасильственным путем отнять у него деньги. Вспоминаю, примерно 88год в Киеве, на площади Калинина, утром, бригада цыганок зацепили мужчину лет сорока, и старая цыганка уговорила его погадать. Все происходило на моих глазах. После короткой беседы с ним, он достал из кармана 50руб и отдал цыганке. А спустя нескольких минут он, видимо, опомнился и стал кричать,- Меня послали что-то купить, а вы отняли у меня деньги, но он их сам отдал. Цыгане, услышали его крик, а происходило это на центральной площади Киева, видимо напугались, и двинулись на него, подтолкнули его к металическому ограждению, сильно толкнули, он упал, перелетев через ограждение. Она вернула ему его деньги и крикнула,- Дуралей, беги в магазин.
Помню, в довоенные годы, занимаясь в 3-ем или 4-м классе, с нами был цыганенок, не помню, где его была семья, и как он попал к нам в класс. В памяти он остался у меня как нормальный мальчик. Научил меня считать до десяти по цыгански, и до сих пор помню. Показывал много фокусов, и нам было интересно с ним.
Гаданием цыгане занимались с детских лет, получая эту науку у более пожилых, и постепенно становились понимающими психологию людей, у которых все беды, которые возникают у человека, удивительным образом отражаются на лице. И очень часто, задавая дополнительно вопросы, находили правильные решения, подсказывая человеку как надо поступить. Гадание было одним из главных источников добывания денег.
Мне тоже одна цыганка гадала. Это был май 46года. Будучи уже офицером меня из СГВ( Северная группа войск) послали в командировку в Северодвинск. У меня была пересадка в Бресте. И вот на вокзале, при большой скученности людей, был период демобилизации военнслужащих, пристала одна довольно молодая цыганка и стала мне гадать. Что удивительно было, казалось все очень просто, кончилась война, и можно легко угадать, особенно военному,- дальняя дорога, поменяется жизнь. Но у меня было другое дело, я молодой офицер, и под общую рубрику демобилизации не подхожу. Но эта цыганка действительно мне все угадала. Она мне сказала, что я еду выполнять какое-то задание. После этого я возвращаюсь в часть, но там будут происходить большие изменения, и после этого мне предстоит очень длинная дорога, вот так она и сказала. Я конечно ничему этому не поверил. Понимал, что мне еще служить и служить, только год, как окончил артучилище. И вот, после выполнения задания, я возвращаюсь в свою часть, и узнаю, что нашу дивизию расформировали. Кого из офицеров демобилизовали, а меня как молодого, недавно окончившего училище спросили хочу ли я дальше продолжать службу, с переводом в другую часть, но я отказался, т. к. оставаться в армии у меня пропал аппетит. Я уехал на Дальний Восток, хоть сам я с Украины. Цыганка в точности все мне предсказала.
Что мне еще хотелось отметить о цыганах. Ввиду своей кочевой жизни, они нигде не были учтены. Когда началась Отечественная война, много цыган, без всякого принуждения, добровольно участвовали в войне в разных родах войск. Они храбро воевали, и многие были многократно награждены.
А самое главное предателей среди них, как и со стороны евреев, не было. У немцев был приказ,- уничтожать евреев и цыган.
В нашей артбригаде, где я проходил службу ПНШ-2 ( пом. Начальника штаба) был капитан- цыган.
При кочевой жизни табора, основным видом транспорта был гужевой- подводы, запряженные лошадьми. Вся жизнь цыган была на колесах, отматывая колоссальные расстояния, меняя каждый раз новые места. Обычно, табор располагался на окраине городов, куда переместились. И вопрос обеспечения лошадьми, и их надежности, был одним из основных в таборе. Помимо того, что табор обзаводился и собственным молодняком, нужно было постоянно заботится чтобы были в запасе здоровые, рабочие лошади под упряжку. И мужчины- цыгане были отличными специалистами- лошадниками., часто покупая и меняя лошадей на базарах. Но они были и конокрады и для себя, но в этом случае ее необходимо было обменять на базаре, а самим поменять место стоянки и для продажи. Получив какой-то спецзаказ на определенную лошадь, из какой-то богатой конюшни, они мастерски проводили такую операцию, обеспечив доставку ее заказчику, получив хорошую оплату за лошадь, не оставляя за собой никаких следов для их обнаружения. В этой области они были непревзойденными мастерами. Мужчины- цыгане были хорошими кузнецами, работая по этой специальности, где была такая возможность.
47год. Живу в этом периоде своей жизни на Сахалине. Работал на шахте Каваками, недалеко от районного центра Коныма. Хочу рассказать об одном курьезном моменте из жизни цыган. И вот в один прекрасный день в этот районный центр приезжает небольшой цыганский табор в количестве, на сколько мне помнится, человек 25-30. Этот цыганский табор, как и многие народы центральной России, по вербовке, минимум на три года, подымались с насиженных мест и уезжали в различные отдаленные края, где была большая нехватка в рабочей силе. И этот цыганский табор тоже двинулся в поисках лучшей доли. Они прибыли во Владивосток, и дальше по договору должны были ехать на Колыму. И какой-то умный человек подсказал им, что можно исправить только одну букву Л на Н и поехать на Сахалин, что они и сотворили, и оказались в этом районном центре. И такой цыганский табор появляется в районном центре Коныма на Сахалине. Там была настоящая паника. Во первых этот табор прибыл по договору, их надо было где-то разместить, и хотя бы первое время кормить. Но никто их не запрашивал. Стали разбираться в этом деле, понимая что кто-то где-то напутал. Пока шло разбирательство, как они попали сюда, но несколько месяцев им пришлось жить в этом районном центре. Население этого центра хорошо чувствовало присутствие этого табора, особенно от цыганок. Мужчин, правда только несколько человек взяли к нам на шахту, где работали кузнецами. В конечном итоге, власти постарались выяснить причину прибытия этого табора на Сахалин, и сумели возвратить этот табор на материк. Дольнейшей их судьбой не занималсяю.
В 56году был принят закон оседлости для цыган, и за кочевой образ жизни и попрашайничество их стали наказывать. Цыгане стали оседать в разных местах, получив основные документы на место жительство. И как правило живут скученно из своей среды. Работой занимаются любой, кто к какой сумел пристроиться. Несмотря на жесткие законы, изданные для цыган, но и в 70-тые и 80-тые годы их можно было видеть шаствующими большими группами во многих городах на Украине. Особенно им было очень удобно вваливаться в характерные дворы г. Одессы, где кто-то всегда находился у порога своей квартиры, а разжалобить такого человека со стороны детей ничего не состовляло.
С просьбой попить водички, они входили в квартиру вместе с хозяином. Часть этой бригады отвлекала хозяина с водой, а другая часть в другой комнате проводила обыск, отлично зная куда люди прячат свои ценности, находили и все быстро исчезали. Но все эти действия носили уже не массовый характер, а только эпизодический. Постепенно теряется цыганский образ в нашей памяти.
Апрель- 2014года. ВЛАД АРОНОВ /