Слово «Холокост» звучит однократно, но отдаётся в наших сердцах 6 миллионов раз. Перевод Игоря Файвушовича

Слово «Холокост» звучит однократно, но отдаётся в наших сердцах 6 миллионов раз
http://www.nytimes.com/2014/01/26/world/middleeast/holocaust-told-in-one-word-6-million-times.html?action=click&contentCollection=Middle%20East&module=MostEmailed&version=Full&region=Marginalia&src=me&pgtype=article
Джуди Рудорен
Перевод с английского Игоря Файвушовича

Книга «И каждый был кем-то» Фила Черновского (Фото: Рина Кастельнуово для «Нью-Йорк – Таймс», «Star Tribune» фотогалерея)

В ней нет никакого сюжета и в помине, а сами её персонажи – прискорбны. С другой стороны, эту книгу можно быстро читать, особенно, с учётом её 1250 страниц.

Книга состоит из одного слова «еврей», напечатанного крошечным шрифтом, причём напечатанного 6000000 раз, чтобы показать количество евреев, погибших во время Холокоста. Она предназначена как своего рода журнальный столик-памятник, начинающий беседу и пробуждающий мысли.

«Когда вы смотрите на это на расстоянии, вы не можете сказать, перевёрнуто ли это с ног на голову или наоборот, вы не можете сказать, что здесь; она выглядит как шаблон», – говорит автор Фил Черновский, хотя это определение может показаться неопределённым. Так нацисты смотрели на свои жертвы: это – не личности, не люди, это – просто масса, которую мы должны истребить».

– «Теперь садитесь ближе, наденьте ваши очки для чтения, и выбирайте еврея», – продолжает он. – «Этим евреем могли быть вы. Рядом с ним – ваш брат. О, смотрите, вот – ваши дяди и тёти, двоюродные братья и сёстры, и вся ваша большая семья. А вот – в ряд – ваши одноклассники. Теперь вы заблудились в, своего рода, созерцательном состоянии, когда вы смотрите на одно слово, «еврей», и видите одного еврея, сосредоточиваетесь на нём, а затем ваше сознание начинает задаваться вопросом, кто же он, где жил, чем хотел заниматься, когда вырастет?»

 Фил Черновский в своём офисе рассматривает свою книгу и как стартёр рассказа, и как мемориал (Фото: Рины Кастельнуово для «Нью-Йорк – Таймс»)

Эта концепция не совсем оригинальна. Более десяти лет назад, восьмиклассники в Теннесси составили коллекцию из 6 миллионов бумажных скрепок, что было отмечено в документальном фильме 2004 года. Анонимность жертв и масштаб разрушений выражается также в бесконечных грудах обуви и очков на выставках в бывших лагерях смерти в Восточной Европе.

Сейчас иерусалимское издательство«Gefen Publishing» планирует издать эту книгу под названием «И каждый был кем-то», что будет аналогично заявлениям в каждой церкви и синагоге, школе и библиотеке. Илан Гринфилд, исполнительный директор «Gefen», сказал его цель – напечатать 6 миллионов экземпляров этой книги.

Хотя многие еврейские лидеры в США признали эту книгу, некоторые активисты по разъяснению Холокоста считают её трюком. По их мнению, она занимает противоположную позицию к усилиям многомиллионных долларовых затрат на протяжении многих лет «Яд ва-Шем», мемориала Холокоста и музея, который пока смог документально подтвердить только 4300000 еврейских жертв. «Яд ва-Шем» заполняет монументальную «Книгу Имён», высотой в 6 1/2 футов и 46 футов в окружности, которая была представлена летом прошлого года в Аушвиц-Биркенау.

– «У нас нет сомнений, что это правильный путь для решения этого вопроса», – считает директор «Яд ва-шем»Авнер Шалев. – «Мы понимаем, что в центре наших исследований и образования находятся человеческая жизнь, человеческие существа, люди. Именно по этой причине мы столько вкладываем в попытки обретения заново каждого человека, его имени и подробностей о его жизни».

Шалев отклонил просьбу напрямую оценить новую книгу, но уклончиво сказал: – «Каждый год мы получаем 6000 книг, посвящённых Шоа», используя термин Холокоста на иврите.

Сторонники этой книги не отрицают её хитроумности, но рассматривают её как мощный фактор. – «Почти все, кто рассматривают эту книгу, не могут прекратить перелистывать страницы», – замечает Гринфилд. – «Даже после того, как они просмотрели 10 страниц, и они знают, что лишь увидят одно и то же слово, они продолжают её листать».

Ортодоксальный еврей, дед девяти внуков, Черновский является человеком чисел, тем человеком, который не может подняться по лестнице, не считая ступеней (41 до своей квартиры). – «Гарри Поттер, книга в семи томах, использует 1,1 млн. слов», – рассказывает Черновский, у которого самого в кабинете висит веник для «квиддича» (конкурентный вид спорта в Волшебном мире Гарри Поттера – Википедия). В моей книге 6000000 слов, так что я превзошёл Джоан Роулинг».