Киновед Михаил Трофименков рассказывает о южнокорейском фильме режиссера Ом Тхэ-Хва «Выжившие. Бетонная утопия»

Киновед Михаил Трофименков рассказывает о южнокорейском фильме режиссера Ом Тхэ-Хва «Выжившие. Бетонная утопия» 

Несчастными счастливчиками в фильме оказываются обитатели жилого комплекса «Апартаменты «Императорский дворец», расположенного в новостройках Сеула. Никто из привилегированных обитателей апартаментов не может понять, что случилось. То ли землетрясение, то ли метеорный дождь, то ли кара небесная. Апартаменты гордо стоят среди раскаленных руин, а на заднем плане время от времени что-то взрывается и вспыхивает.

Здесь правильнее усмотреть не страх перед природными катастрофами, а скорее проекцию генетической памяти о гражданской войне 1950-53 годов и страх перед ее повторением. Теперь такой страх регулярно поддерживается СМИ. Выжившие  сначала надеются на помощь извне, но затем вынуждены самоорганизоваться. И, как всегда, начинаются поиски врага. Чужими для обитателей апартаментов оказываются «понаехавшие» из соседних билдингов.

Эти понаехавшие и становятся злейшими врагами старожилов. А в ситуации гуманитарного кризиса, как всегда, требуется вождь. Им становится выбранный демократическим путем Ким Ён-Так (актер Ли Бён-Хон), он же — Президент. К тому же обитатели сеульских апартаментов развращены [по примеру москвичей] квартирным вопросом.

Что же хотел сказать режиссер своим фильмом «Выжившие»? Что человек не добр, а попросту зверь? Что цивилизованность — просто поверхностная лакировка? Что люди в экстремальных обстоятельствах организуются на фашистских принципах? Что Президентом неизбежно станет ловкий социопат? Спасибо, мы все это много раз слышали и видели. И теперь, в «Выживших», такое обличение социального дарвинизма нам представляется только пропагандой его органичности.

Источник: газета «Коммерсантъ» № 28 (7718), Михаил Трофименков.

Добавить комментарий