Театровед Марина Шимадина рассказывает о постановке драмы Петра Гнедича «Холопы», поставленной Андреем Могучим в БДТ

Театровед Марина Шимадина рассказывает о постановке драмы Петра Гнедича «Холопы», поставленной Андреем Могучим в БДТ

Андрей Могучий задумал постановку «Холопов» еще несколько лет назад. В этом спектакле режиссер довольно точно следует за источником. При жизни автора его «Холопы», вышедшие в 1907 году, были весьма популярны. Могучего, конечно, интересовали размушления автора о судьбах родины и о холопстве как явлении, которое не выводится и 150 лет спустя после отмены крепостного права.

В центре истории — богатое семейство Плавутиных-Плавунцовых. Престарелая и незамужняя Екатерина Павловна (Марина Игнатова) окружает себя челядью и собаками, которые в ее табели о рангах явно стоят выше. В пьесе нет самого Павла I, но среди действующих лиц есть некая «Мысль об императоре…» — эту роль играет актер метрового роста Алексей Ингелевич. Присутствие этого «всевидящего ока», безусловно ощущают все. Спектакль начинается в пустом павильоне. Особняк  Плавутиных-Плавунцовых обветшал и не подлежит реставрации.

Женщина-экскурсовод  (Татьяна Бедова) рассказывает историю дома, но экскурсантов интересует не недвижимость, а земля в престижном районе Петербурга. Художник Александр Шишкин — мастер атракционов: стены роскошной усадьбы рухнут на глазах у зрителей. Общую атмосферу обреченности создает музыка Пёрселла в исполнении небольшого оркестра и «контратенора-медиума» Семена Мендельсона, соединяющих два мира — прошлое и настоящее. Горничные с лампами-светлячками в руках кружатся и застывают в скульптурных группах.

В эпизодах в доме жуликоватого Веточкина (Валерий Дегтярь) Могучий словно выпускает на волю «хтонь» из своих ранних спектаклей. На первом плане, конечно, героиня Марины Игнатовой, вся в черном и выезжающая на сцену на черном кресле с вороном на его высокой спинке (художник по костюмам Евгения Панфилова).  Могучий переосмысливает тему холопства на психологическом и философском уровнях: князь может быть рабом, а брадобрей — свободным человеком. Холопство и тирания оказываются сторонами одной медали, а совет выдавливать из себя раба остается актуальным.

Источник: газета «Коммерсантъ» № 28 (7718),  Марина Шимадина.

Добавить комментарий