Гасан Гусейнов. КОГДА МЫСЛИТЕЛЬ ХОЧЕТ БЫТЬ С ТОЛПОЙ

В октябрьском номере London Review of Books (Vol. 45, No. 20) вышла статья Джудит Батлер «Компас траура». Известная политическая активистка деколонизации и основоположница гендерного поворота в социальных науках предлагает решение арабо-израильского конфликта на основе «ненасилия». Постоянный автор RFI Гасан Гусейнов разбирает, как и почему Батлер заняла сторону исламистского интернационала.

Мартин Хайдеггер © DR

Мартин Хайдеггер — крупный философ и философствующий поэт. Хайдеггер — главный философ-почвенник 20 века. В 1920-х годах он уходил от феноменологии Гуссерля к философии существования, а точнее к философии бытия, преданного, как ему казалось, философской мыслью аж со времен Платона. Гениальный ритор и поэт, Хайдеггер погрузился в философию языка как тела мысли.

В начале 1930-х он испытал идейное обаяние нацизма, а разошелся с нацистами только тогда, когда почувствовал аромат портянки, точнее — устрашился смрада от горящих книг. Ректор университета, ради общности с народным телом и участия в народном движении отвернувшийся от своих еврейских наставников и коллег, Хайдеггер все-таки не смог позволить сжигать книги во дворе своего университета. Гуссерля на старости лет не пускал в университет, всех своих коллег уволил — и как член НСДАП, и как сознававший свое право сделать это с евреями немец. Но книги — это же бытие культуры. Только к концу 1930-х он начал понимать, что наступит Время, и ему зачтется это его Бытие. И Хайдеггер начал отгребать от нацизма, и даже добился некоторого успеха.

В дальнейшем в спасении репутации Хайдеггера приняли участие — вольное или невольное — и евреи. Например, Ханна Арендт создала целую теорию «банальности зла», в которой ответственность за нацизм списывалась преимущественно на среднего, только чуть-чуть поднявшегося над примитивностью, покорного человека-исполнителя. Такому человеку, говорит Арендт, какую идею ни дай, он все превратит ее в душегубку. А Хайдеггер только немного обознался. Решил слиться с народным телом и духом. Побыть с большинством, путь которого случайно совпал с его философской траекторией.

Другой еврей, невольно спасавший репутацию Хайдеггера, был тем немецким поэтом середины ХХ столетия, который написал едва ли не главное стихотворение о национал-социализме, Die Todesfuge, а в 1962 перевел с русского «Бабий Яр» Евтушенко. В 1968 году Целану организуют встречу с Хайдеггером, или, в нашем контексте это точнее, Хайдеггеру устраивают встречу с Целаном — попытка создать алиби немецкому философу на десятилетия вперед. Поговорить о языке. Поскольку ни записи, ни отчета не сохранилось, Целан составил зашифрованный протокол встречи в виде стихотворения. Это стихотворение пытались перевести на другие языки, хотя оно и по-немецки остается во многом загадочным. Как будто негатив фотографии, сделанной в тяжелых сумерках. Поэт просит философа, сидящего в хижине на склоне «Горы смерти», рассказать о том, как же он попал туда. Но философу нечего сказать. Философ молчит.

Через десятилетия после смерти Целана, Хайдеггера и Арендт вышли в свет последние тома собрания сочинений философа — его записные книжки, которых, конечно, не видели ни Целан, ни Арендт. В них — самое страшное и для философа, и для Арендт. Оказалось, что в своем отношении к политике, к «заговору торгашеского еврейства», к «бездуховности американизма» и «сосредоточенной в себе жестокости русизма» Хайдеггер так до конца и остался не философом, а плоским и завистливым расистом.

Философ сводит неимоверную пестроту человечества и разнообразие живых духовных и телесных практик к ультимативной последней войне за ценности, взвешивать которые дано ему — мыслителю, немцу, который и десятилетия спустя после второй мировой войны остается тем же, кем был в начале 1930-х годов. Кто этот философ? Какого он цвета? Все того же — коричневого, цвета крови и почвы. Какой бы божественной ни была его философская риторика.

Ошеломляющая публикация «Черных тетрадей» была запланирована самим Хайдеггером как последний бонус для верных поклонников. Из этой, обидной для философов, точки мы и переведем взгляд на другую философскую сцену. На Джудит Батлер, философиню гендерного поворота, заслужившую всемирную славу публичной борчихи и защитницы прав угнетенных минувшего и текущего века.

Дискурсивный принцип Батлер — теория подрыва устоев в интересах угнетенного меньшинства, которое должно стать моральным большинством. В этой борьбе Джудит Батлер видит себя победительницей. Но не потому, что гендерная повестка уже победила. А потому что эта повестка незаметно переплелась с идеями деколонизации, идеями избавления простого мира морального большинства (Большого Юга) от сложного идейного мира образованного меньшинства, которое все еще навязывает людям на всех континентах свою рафинированную повестку колониальной эксплуатации под предлогом интеллектуального и технического превосходства.

Но если в борьбе за права женщин Батлер опиралась на собственную гендерную природу, то в борьбе за права палестинцев ей нужна была новая легитимация. И она ее довольно легко обрела. Американская еврейка ничем не обязана Израилю. В своем решении занять в предельно упрощенном споре между Израилем и арабским миром позицию арабского большинства Джудит Батлер должна была подчеркнуть свою личную свободу от тягостной этноконфессиональной идентичности.

13 октября 2023 года Батлер написала памфлет против насилия, опубликованный «Лондонским книжным обозрением» 19 октября.

Оказалось, что взвешенный и отстраненный взгляд интеллектуалки, влиятельной активистки главных подрывных антипатриархальных движений последних десятилетий содержит в себе ключевое и не имеющее разрешения противоречие.

Защищая моральное большинство от белого и еврейского влиятельного меньшинства, приходится защищать и безусловное право на бесправие женского существа как менее достойного в религиозно-политическом консенсусе Востока.

Не упоминая ни этого бесправия, ни этого насилия исламистов над женщиной как таковой, Батлер объявляет его несуществующим.

Если ты поддерживаешь «палестинское дело», тебе нужно признать и отношение исламского востока к ЛГБТ-сообществу. Красноречиво молчит Батлер и об этом насилии.

Когда она говорит о насилии, она имеет в виду только насилие Израиля по отношению к палестинцам как главную угрозу и для региона, и для всего человечества.

«Все, кого я знаю, живут в страхе перед тем, что будет делать дальше израильская военная машина и как геноцидная риторика Нетаньяху материализуется в массовых убийствах палестинцев».

Батлер говорит совершенно прямо: мы обязаны релятивировать новейшие преступления Хамас тем, что государство Израиль вообще было создано, ибо это и был первичный «акт насилия».

Этот философский и политический взгляд совпадает в деталях и в целом с представлениями тех, кто хотел бы занять под свое патриархальное, женоненавистническое и гомофобное религиозно-государственное образование всю территорию государства Израиль. На современном политическом языке это называется «политикой единого государства», или «Палестиной от реки до моря». Джудит Батлер предлагает участникам событий 7—8 октября 2023 года в пограничье сектора Газы и Израиля построить общее государство. Не основанное на насилии. При поддержке других арабских соседей.

Джудит Батлер повезло еще меньше, чем Хайдеггеру: немецкий философ начинал свою профессиональную карьеру в лоне еврейско-немецкой философской мысли, и к нацизму откочевал, переходя от беспочвенной феноменологии Гуссерля к философии почвы, к телу мысли. В дальнейшем Хайдеггер даже вернулся в немецкую академию. Но это случилось после того, как нацистская идеология оказалась под запретом на большой части этой планеты.

Сейчас же, предположительно, немалая часть населения Земли солидарна с желанием хамасовцев и многих жителей сектора Газа ликвидировать государство Израиль, а людей, которых можно счесть евреями, истребить.

Для Джудит Батлер это — моральное большинство, из которого будут рекрутироваться ее сторонники и в дальнейшем. Поэтому она дарит недовольному бурчанию всех несправедливо обиженных самим фактом существования Израиля свой звонкий философский голос. Не замечая, что для самого этого «морального большинства» статус философини — человека мира, защищенного всей мощью Америки, — ничтожен. Вернее, она полезна только сейчас — и только как соблазнительница западной академии.

И сама она прекрасно знает, что сделают с ней ее союзники-хамасовцы, если она попадет к ним в руки. Это касается всех без исключения еврейских борцов «за палестинское дело» после 7 октября 2023 года: простой человек из Газы показал всем вам, что нужно и что они будут делать именно с евреями.

Что это моральное большинство делает с сексуальными меньшинствами, давно и хорошо известно. Как это моральное большинство относится к женщинам, давно и хорошо известно. Вот почему нынешние союзники Джудит Батлер из числа хамасников не могут еще и не презирать ее за ренегатство. Какая такая феминистская повестка у пропалестинских активистов? Какие такие права ЛГБТ-сообщества? Для них у нас — те же испытанные приемы, что и для евреев — израильских, американских или европейских.

Батлер кончает свое эссе в «Лондонском книжном обозрении» словами: «Я хочу, чтобы мир противостоял нормализации колониального правления и поддерживал палестинское самоопределение и свободу, мир, который фактически реализовал бы самые глубокие чаяния всех жителей этой земли жить вместе в свободе, ненасилии, равенстве и справедливости. Эта надежда, несомненно, многим кажется наивной и даже невозможной. Тем не менее, некоторым из нас приходится решительно придерживаться этого, отказываясь верить в то, что существующие сейчас структуры будут существовать вечно. Для этого нам нужны наши поэты и наши мечтатели, необузданные дураки, знающие толк в организации».

Замечательная формула соблазнения. Мы не знаем, как построить ненасильственный мир, но мы знаем, что в нем не должно быть Израиля. Пусть в нем не будет и Хамаса, но «единое палестинское государство от реки до моря» вполне может заменить существующую сейчас «структуру». Этого хочет «моральное большинство». К кому побежит за спасением от этого «морального большинства» сама Джудит Батлер, в статье не сказано ни слова.

Между тем, мы можем определенно сказать, что за спиной у Батлер, как в свое время у Хайдеггера, одна и та же ошибка в расчетах. Человек мысли всегда в меньшинстве, и всегда — в меньшинстве угнетаемом. Человек мысли чувствует за собой моральное право помогать угнетаемым. Но когда он (или она) начинает пасти народы, абстрактная мысль превращается в конкретное орудие зла.

Порвав с людьми мысли и воспев людей простейшего чувства, «чувства справедливости», приходится отказываться от разума и врать себе и другим на каждом шагу.

Профессор Хайдеггер протянул руку своему собственному народу — как меньшинству, угнетенному вездесущими «еврейскими плутократами» и университетскими профессорами-зазнайками (разумеется, евреями). Если бы не «Черные тетради», мы могли бы думать, что к концу 1930-х годов философ опомнился и решил, что лучше быть глобальным мыслителем, чем прислугой коричневых дегенератов.

Если бы не статья Джудит Батлер, написанная после 7 октября 2023 года, мы могли бы думать, что она останется человеком мысли, для которого принцип — защита прав угнетенного меньшинства — важнее несправедливой и аморальной реальности. Но Батлер не может вырваться из выстроенной ею самой ловушки. Оказывается, гомофобная, женоненавистническая, смертоносная программа Хамаса или иранских аятолл нужна, согласно Батлер, для исполнения «самых глубоких чаяний всех обитателей этой земли жить вместе в свободе, ненасилии, равенстве и справедливости». В 2023 году Батлер вручила свою философскую индульгенцию новому поколению отребья Европы.

Она снова выдает крошечное еврейское меньшинство — на Ближнем Востоке или в Европе — за угнетателей огромного обделенного большинства, за вездесущую руку «американской плутократии», «мирового капитализма» и «колониального неравенства».

Чуть меньше столетия тому назад другой философ пытался окормлять бабушек и дедушек этого отребья теми же словами, той же риторикой.

Ради победы над этим отребьем Европе пришлось отдать десятки миллионов жизней.

Как видно, опыт этот до сих пор не осмыслен, а это значит, что новым поколениям придется испытать его на своей шкуре.

Один комментарий к “Гасан Гусейнов. КОГДА МЫСЛИТЕЛЬ ХОЧЕТ БЫТЬ С ТОЛПОЙ

  1. Гасан Гусейнов. КОГДА МЫСЛИТЕЛЬ ХОЧЕТ БЫТЬ С ТОЛПОЙ

    В октябрьском номере London Review of Books (Vol. 45, No. 20) вышла статья Джудит Батлер «Компас траура». Известная политическая активистка деколонизации и основоположница гендерного поворота в социальных науках предлагает решение арабо-израильского конфликта на основе «ненасилия». Постоянный автор RFI Гасан Гусейнов разбирает, как и почему Батлер заняла сторону исламистского интернационала.

    В начале 1930-х он испытал идейное обаяние нацизма, а разошелся с нацистами только тогда, когда почувствовал аромат портянки, точнее — устрашился смрада от горящих книг. Ректор университета, ради общности с народным телом и участия в народном движении отвернувшийся от своих еврейских наставников и коллег, Хайдеггер все-таки не смог позволить сжигать книги во дворе своего университета. Гуссерля на старости лет не пускал в университет, всех своих коллег уволил — и как член НСДАП, и как сознававший свое право сделать это с евреями немец. Но книги — это же бытие культуры. Только к концу 1930-х он начал понимать, что наступит Время, и ему зачтется это его Бытие. И Хайдеггер начал отгребать от нацизма, и даже добился некоторого успеха.

    Читать дальше в блоге.

Добавить комментарий