Киновед Мария Позина рассказывает о фильме режиссера Александра Велединского «1993»
Выходит в прокат картина Александра Велединского о событиях 30-летней давности «1993». Фильм снят по книге Сергея Шаргунова «1993. Семейный портретна фоне горящего дома», вышедшей десять лет назад. Как известно, «большое видится на расстоянии», поэтому 30 лет, пролетевшие после реальных событий в Москве, пошли восприятию киноверсии только на пользу.
Лето 1993 года. Бывший научный сотрудник космической отрасли Виктор (актер Евгений Цыганков) теперь работает в городской аварийной службе. Страна перешла на рыночную экономику, за науку больше не платят. Чтобы прокормить семью, Виктор целыми днями разбирается с канализационными люками и прорывающимися трубами.
Жена Лена (Екатерина Вилкова) работает в этой же конторе диспетчером, а их 15-летняя дочь Таня (Анна Цветкова) прилагает максимум усилий, чтобы заинтересовать своего соседа с мотоциклом, которому вся округа прочит блестящее бандитское будущее. Но наступит осень, и бытовая драма покажется ее участникам мелкой и незначительной — нависнет угроза гражданской войны.
Сейчас споры уже поутихли, а острота и болезненность момента притупились, уступив место переживаниям из-за более свежих катаклизмов. Фильм хорош тем, что не встает ни на чью то сторону, не впадает в истерику и даже не претендует на то, что наконец-то даст ответы на все вопросы или хотя бы на один главный: кто первый начал стрелять.
События и драма страны даны на примере одной семьи, в которой муж — человек советских устоев, верит в справедливость, бескорыстен и непрактичен, а жена уже одной ногой стоит в будущем, уважает деньги и частную собственность сильнее, чем идеалы прошлого. Сейчас-то уже понятно, какая позиция одержит верх, но в фильме «1993» все перемены еще впереди.
Источник: газета «Метро» № 76 (4693), Мария Позина.