Театровед Любовь Лебедина рассказывает о постановке чеховского «Дяди Вани» в МХТ им. Чехова

Театровед Любовь Лебедина рассказывает о постановке чеховского «Дяди Вани» в МХТ им. Чехова

На исторической сцене МХТ им. Чехова режиссер Денис Азаров поставил к 125-летию легендарного театра чеховского «Дядю Ваню». Что нового увидят зрители в этой постановке? Первое, что бросается в глаза, включая образную сценографию, создающую атмосферу космической красоты на фоне потерянного поколения, это молодые герои (за исключением профессора Серебрякова).

Не пройдя и половины жизненного пути, они уже ставят крест на своей судьбе, вынужденные обманывать себя и жить иллюзиями, надеясь на свою оценку лишь через 200-300 лет. Свое же сегодняшнее существование они ставят на паузу, заполненную праздными разговорами, раскаянием, обидами и хмурым настроением.

Образ уходящего времени наглядно заявляет о себе, держит в плену бьющегося словно рыбы об лед поколение двухтысячных, не позволяющее себе заглянуть правде в лицо и признаться в беспомощности. Лишь однажды в лунную ночь их сердца оттаивают и плотину неразделенной любви словно прорывает. Оказывается профессор Серебряков (Авангард Леонтьев) страдает главным образом от равнодушия к себе Елены Андреевны (Светлана Колпакова), которой он очень надоел своими капризами.

Ей бы хотелось иметь молодого мужа, но для этого надо отказаться от комфорта и стабильности. Такая перспектива не для нее. Безопаснее плыть в старой семейной лодке, не реагировать на взгляды Астрова, мучить дядю Ваню и изображать подругу Сони (Даша Трухина), обещая выяснить у доктора, любит ли он ее. Доктор же предпочитает держаться на расстоянии — дружба для него как-то надежнее.

Таким образом все герои спектакля остаются, по выражению няни, «приживалами у Бога», а если занимаются иногда делом, то это смахивает на провинциальный водевиль, как в случае с эмансипированной Марией Васильевной. Предполагаемый комический эффект в режиссерской концепции об одиночестве молодых людей, увы, не сработал, так как у Чехова ирония совсем другого характера, заставляющая смотреть на себя со стороны.

Источник: газета «Культурный Петербург» № 5 (134) 2023, Любовь Лебедина.

Добавить комментарий