Сергей Ковалинский. Homo Moralis и белое пальто

Есть люди, которые плохо видят, и тогда им доктор прописывает очки. Есть люди, которые плохо ощущают реальность. Они к докторам не ходят. Они любят произносить фразу: «А судьи кто?». И делают это с такой интонацией, что всем вокруг становится неудобно: «Действительно! Как же я так лохонулся?! Слона то я и не заметил!».

Я не хотел возвращаться уже к теме так называемых релокантов, понауехавших, но, после предыдущего поста мне стали писать: Это же оппозиция путину! А что делать, если я люблю его/ее стихи, выступления литературоведческие? Но согласись, он гениально сыграл в той самой роли! Они — с Украиной и лучше иметь их в друзьях, чем делать из них врагов! И так далее…

«Но притворитесь! Этот взгляд.
Все может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!»

Что нам дано? Факты без эмоций. Есть страна-агрессор. Это — россия, которая ведет полномасштабную войну больше года, убивая людей, разрушая до основания города.

Есть страна Украина, которая испытывает на себе весь этот ужас войны. В которой каждый день убивают мирных жителей.

Понятно, что у любого адекватного человека в Украине чувство к агрессору — ненависть. Напомню, что агрессор в этой войне — россия.

Дальше.

Существует ограниченная группа людей, которые называют себя оппозицией путинскому режиму в россии. Большинство из них, к началу войны, оказались вне россии. По разным причинам. Они себе придумали бело-сине-белый флаг и… с разной степенью включенности ругаются между собой, иногда, не всегда, но иногда, скручивая дулю путину, часто забывая вынуть руку из кармана.

Украинцы, живущие сегодня между тревогами и обстрелами, с надеждой разворачиваются к любому, кто, как им кажется, выражает им свою поддержку. Ну, ладно, пусть не поддержку, но сочувствие. И, к сожалению, очень часто принимают за поддержку что-то совсем иное. А, понимая, что их в очередной раз обманули, получают еще один шрам на сердце. «Как же так?! Они же против путина?!» Да, против путина. НО НЕ ЗА УКРАИНУ!

С четырнадцатого года у украинцев был такой тест: Скажи, чей Крым? Я прекрасно помню ответы многих, так называемых сегодняшних лидеров российской оппозиции: «Это и так понятно! Ну, что вы меня спрашиваете? Вам моя позиция известна, и что про это каждый раз говорить». Ну и вишенкой на торте: «Крым — это не бутерброд». Помните? Не забыли? Да, да я знаю, что люди меняют свои мнения. Одних, по какой-то причине, мы называем «переобувшимися», а другим начинаем верить как мессиям.

Мне как-то Елена Георгиевна Боннэр сказала, когда я ее спросил про ее комсомольское прошлое: «Люди с возрастом меняются, и только полные идиоты никогда не меняют своих убеждений». Сегодня мне стало ясно: главное тут не обязательная смена убеждений со временем. Главное — на что ты их меняешь.

Мы уже как-то подзабыли, что многие из тех, не все, но многие, кто сегодня «против путина», чему мы так сильно рады, на самом деле, если не создавали то, что сегодня называют рашизмом, то прекрасно жили и работали там, пока конкретно их не коснулись слизкие щупальца русского фашизма. Как интересно слушать сегодня рассказы: «Я все понял и уехал еще за неделю до этого самого!». «А я еще круче! Я уехал за год до этого!» «А я, мудрый провидец, все понял и уехал вообще 15 лет назад!» Так и хочется воскликнуть: — Ай, молодец! Но что-то останавливает. — А Крым-то чей? «Дай ответ. Не дает ответа».

Не, ну, на самом деле, многие уже научились давать ответ на 15 месяце войны. И даже «Героям Слава» говорят вместо «до свидания». Гибкие. И даже уже многие согласились с сентенцией Невзорова, что важно не то, кем ты был раньше, а то, что ты делаешь после 24 февраля 2022 года. И многие даже приняли: «он же не зигует, и уже хорошо». Но, если говорить честно, как же они уже достали со своими нравоучениями, со своими рассказами о их роли в истории, с бесконечными рассуждениями о том, какой лидер лидернее. О том, как они все «не рвутся в политику», при этом забывая опустить локти, которыми они расталкивают друг друга.

Совсем недавно российский олигарх Ходорковский в Берлине собрал либеральных оппозиционеров, чтобы они подписали меморандум о консолидации. Кое-кто подписал. Кое-кто — нет. И? О чем это все? Россия ведет войну с Украиной, а у них: «На фоне известных событий», «После того, что произошло», «Мы не снимаем с себя ответственность , но виноват во всем этом путин. Мы — не виноваты!».

Так и хочется спросить миллионера Ходорковского, который сколотил свое состояние путем тесной спайки с властью в конце девяностых «Михаил Борисович, помните, что вы говорили в марте прошлого года? Не века, а года. Напомню: «Эти территории ( мое прим. Донецк, Луганск, Крым) Украиной на самом деле потеряны уже некоторое время назад. На мой взгляд, для Украины они не представляют той большой ценности, которую представляли территории в прошлом веке. Украина, возможно, без этих территорий будет чувствовать себя гораздо более монолитной в национальном смысле и успешной страной»».

Вот таком был его взгляд год назад. Помните? А я помню. Российский олигарх решает за Украину, какие части ее государства для нее важны, а какие нет. Напоминаю, война уже идет. — Он же при путине сидел! — пишут мне. И что? Это перечеркивает тот факт, что он имперец?

Еще был интересный чекпоинт. В начале войны одним из популярных вопросов так называемым релокантам был: «А когда вы приняли решение уехать из россии?».

Быков честно и, как всегда, многословно рассказывал, что он не эмигрировал, а просто поехал почитать лекции в США. Напоминаю, что это было в начале войны, не сейчас. Короче, почитает и вернется. Это потом уже все поменялось в целях отъезда. Иноагента ему присвоили в апреле 2022. А мне пишут: но его же путин травил! У него стихи… Он же — «Господинхороший»!

Уехавшая в апреле из россии Шульман обычной быстрой скороговоркой «объявила об отъезде в Германию и пояснила, что программа стипендиата является срочной и длится один год, а также попросила не вешать на неё ярлык «политэмигранта», уточнив, что отъезд вызван рабочими причинами, а «всякие сигналы и мелкие индивидуальные неприятности— слишком типическая история наших дней, чтобы занимать ею эфир».

Статус иноагента она получила через три дня после отъезда. А через год у нее появляется пост: «У соседа дом сгорел, а у нас канализацию прорвало. Каждому, как говорится, своя слеза солона. Только соседу дом отстроят всем миром, это ясно, а нам запрещают даже ремонт планировать, говорят, у вас всегда так было, и вообще, сперва осознайте, откуда это всё взялось, что у вас по полу плавает».

Да, ей сразу указали на то, что дом не сгорел, а дом сожги. Но мало кто заметил, что каждому своя слеза солона. Ее слеза иноагента ей солона, а Украина — чисто в сфере профессиональных интересов. Как государственницу, Шульман волнует в первую голову политический процесс в ее собственной стране.
А мне пишут: «Она же лекции по литературе читает интересные».

Тут можно было бы написать о живописи Гитлера, но не буду.

Сколько восторгов было, когда выехали из россии актеры Назаров и Васильева. Вот ведь какие герои, не испугались. И в одном из первых интервью, на канале Фейгина, если мне память не изменяет, прозвучал вопрос, о помощи Украине. И Назаров сразу же: «Все-таки нужно отдавать отчет, что есть какие-то вещи, на который я лично пойти не могу. Когда мне пишут в Instagram: «собираем деньги для украинской армии, на беспилотники пришлите, пожалуйста, деньги». Я говорю: «Вы что, с ума сошли? Вы всерьез это от меня, от россиянина, спрашиваете?».

Он, вроде, стихи пишет. Поэт. Мастер слова. Позиция у него такая. Имеет право. Он же теперь стал жителем свободного демократического мира, а не путинского концлагеря. Может говорть все, что хочет. Блин, ну почему же так стыдно было смотреть на это блядство. (Пересмотрел сейчас это интервью, опа, вырезал Фейгин этот вопрос и ответ. Как говорится, дергнулись и стали на 10 минут старше. Но… рукописи не горят.)
Но, я же — о другом. Я не о тех, кто оказался в эмиграции из-за страха или даже по убеждениям, какие бы они не были. Я о тех, кто называет себя оппозицией и претендует на роль вершителя истории. А у них там раздрай.

Мне совершенно очевидно, что в лагере хороших.ру, либералов-релокантов, основная проблема раскола в том, что одни из них — за Прекрасную россию будущего, а другие — это те, кто по капле пытается выдавить из себя имперское прошлое и выпилить себя из этого мафиозного скрепного Мордора.

Первые из этих либералов-аристократов глубоко убеждены в том, что как только они придут к власти, народ всколыхнется, проснется и их поддержит. Главное, это назначить правильно вождя, за которым пойдет народ. А, как мне кажется, народу глубоко пофиг…

Ну, и причем тут Украина?! Дело в том, что они, эти зарубежные вожди, как я уже написал, не имеют массовой, боевой, поддержки в россии. Ну, как это проверить? Скажите себе: сколько сегодня в россии соберет на митинге Каспаров или Кац? Да даже нынешние руководители ФБК Навального, Мария Певчих, к примеру? Мало. Страшно, их там дубинками побить могут. В тюрьму посадить по одному и надолго. Да, это сейчас такая новая порода революционеров, которым страшно выходить на улицы. Революционеры эпохи фейсбука и ютюба. И поэтому у них вся надежда на то, что Украина победит в войне и путин исчезнет сам собой. Или придет Масяня и принесет ему самурайский меч для харакири. Короче, так или иначе освободит для них место в Кремле.

У них, как мне кажется, глубокое ощущение, что все должно происходить как-то само по себе. Пойдут гробы из Украины в города, народ возмутится и поднимется. Украина победит в войне, и Путин аннигилируется куда-то сам. Без необходимости самим засучить рукава. Ну, в принципе, про это есть анекдот, концовку немного изменю: — А вдруг инаугурация, а я уставший!

Но куда деть такие эфемерные понятия, как мораль, нравственность? Как относиться к тому, что появляются фотографии хороших.ру со вселенской грустью на лице и со сковородкой в руке? Вот как же им хреново. Им пришлось бросить все, что нажито непосильным трудом. Куртки кожаные. Две. Почему у украинцев нет к нам эмпатии совсем? — возмущаются они, эти русские, русские «противпутина». Искренне не понимая, что очень сложно соболезновать из разбитого русской ракетой дома или сидя в подвале под бомбежкой русской авиации.

Неужели непонятно, что это по крайней мере бестактно сегодня со стороны русских учить украинцев, каких писателей ей читать, какие памятники ставить, какую музыку слушать?

Неужели нужно объяснять, что сравнивать жертв Бучи и жертв, убежавших за границу от режима путина — вершина безнравственности? Что это не более чем пошлая игра словами?

Неужели непонятно, что это шизофрения, когда на слова о зверствах русских солдат в Украине в ответ вам говорят: «Вы хотите перечеркнуть русскую культуру Пушкина, Достоевского, Чайковского и этого, как его, Киркорова?».

Когда начинаешь с хорошими.ру говорить о войне, об ответственности, бывает у меня такое случайно, не со зла, в ответ очень часто пишут: «И что нам теперь всем об стену убиться? Вам станет легче? Все равно вам придется жить с нами рядом на одной Земле». Ну, отбросим эту угрозу про «жить рядом», но у них почти никогда не возникает другого варианта, кроме как убиться об стену?! Почему у них все делается через жопу, а если не получается — то единственный вариант: убиться об стену?

Да, это не они, либералы-релоканты (компьютер все время предлагает замену : лубриканты ), бомбят Умань, да, это не они убивают украинцев на украинской земле, но где элементарное понятие о морали? Об уместности слов? О времени их произнесения?

Мне написали: Шендерович имеет право говорить, что он хочет! Демократия — это свобода слова.
Может. И говорит. О «наших ребятах» которые, да, убивают порой, об «украинских нацистах» . Он может и говорит. Но сразу забывает о демократии, когда в ответ ему говорят о том, что он выживший из ума мудак. Про него так нельзя — он же элита либеральной оппозиции! И вообще, все неправильно поняли, что он говорил! Он же говорил с кавычками. Согласитесь, слышать ТАКОЕ оправдание от человека, который позиционируется как писатель, по крайней мере, — странно.

Ну, и последнее. Про Katia Margolis (сейчас начнется). Зарубежные либералы на нее надели «белое пальто», обрушив шквал ненависти. А что случилось? А? Что? Сказала о том, что вы и так знаете, но боитесь себе в этом признаться?

Белое пальто как символ морального превосходства. Ой, кто бы говорил ))) Хотя, если заставить себя подумать (да, сложно, но возможно раз в день), у Кати действительно есть моральное превосходство над многими хорошими.ру хотя бы в том, что она живет в парадигме МЫ, а не мы и они. Она на животном уровне не принимает это часто звучащие от релокантов-либералов после тяжелого вдоха и опускание глаз: «Ну, украинцы имеют, конечно, на это право», в котором слышно «Оцените-ка, какие мы благородные. Мы ни в чем не виноваты, вы же знаете, но мы, так и быть, пока потерпим, хотя тут украинцы и не правы. Но потерпим, потерпим. Оценили?»

Демократы, которые говорят о праве Шендеровича говорить, что он хочет, почему-то быстро забывают об этом праве в отношении Марголис. «Какое мне дело, что говорит эта женщина из Венеции? Какое она имеет право? И какое она имеет отношение к моей стране, прожив уже почти 20 лет в Италии», — думает русская женщина-релокантка из Берлина. И не чувствует при этом никакого когнитивного диссонанса.

Как не чувствуют его и те, кто обсуждает вопрос: А я бы взяла ребенка из ДНР себе, но квартира маловата… (Квартира у нее маловата, Карл!)

Или вот такое про поездку в Крым: Купила билеты на три дня в Коктебель… Уже отгребла от добрых знакомых пиздеца на тему «нельзя ездить на оккупированные территории». Что со мной не так, вообще не вижу логики — как крымчанам поможет мой бойкот Крыма, они же там все живут туристами…… У меня видимо личная неприязнь к слову бойкот. Буэээээ.

Поймите, неприязнь у нее! В 2018. После 4 лет оккупации Крыма. Незаконно пересекать границу другого государства, чтобы посетить оккупированные территории — норм. Какое это государство?! Вы о чем?!
Что с ней не так? Да собственно, как я вижу, — все не так. Стихи у нее хорошие. А все остальное — не так.
Ну, нет слов. Просто нет слов. Но Бог не фраер, как оказалось в очередной раз.

Реально, поверьте, очень сложно объяснить, «что такое хорошо, что такое плохо». Это сфера тех моральных основ, которые формируют общество. Нас очень сомнительно когда-то давно обозвали Homo Sapiens. Из всех наших качеств, ученные решили, основное: мы — разумные. Наивные фантасты. Ну, назвали так назвали, что теперь делать. Но хочется верить, что когда-нибудь возникнет новая генерация людей — Homo Moralis. И тогда все будут ходить в белых одеждах… Или, хотя бы в белых пальто.)))

Жаль только — жить в эту пору прекрасную
Уж не придется — ни мне, ни тебе.

Один комментарий к “Сергей Ковалинский. Homo Moralis и белое пальто

  1. Сергей Ковалинский. Homo Moralis и белое пальто

    Есть люди, которые плохо видят, и тогда им доктор прописывает очки. Есть люди, которые плохо ощущают реальность. Они к докторам не ходят. Они любят произносить фразу: «А судьи кто?». И делают это с такой интонацией, что всем вокруг становится неудобно: «Действительно! Как же я так лохонулся?! Слона то я и не заметил!».

    Я не хотел возвращаться уже к теме так называемых релокантов, понауехавших, но, после предыдущего поста мне стали писать: Это же оппозиция путину! А что делать, если я люблю его/ее стихи, выступления литературоведческие? Но согласись, он гениально сыграл в той самой роли! Они — с Украиной и лучше иметь их в друзьях, чем делать из них врагов! И так далее…

    «Но притворитесь! Этот взгляд.
    Все может выразить так чудно!
    Ах, обмануть меня не трудно!..
    Я сам обманываться рад!»

    Читать дальше в блоге.

Добавить комментарий