«Он был расстрелян как последний преступник — будучи абсолютно невинным!» (фрагмент заметки Александра Меня о Павле Флоренском)

 

Это фигура особая, особая — по своей судьбе. Потому что большинство из русских религиозных мыслителей, о которых мы с вами говорили, было изгнано или добровольно покинуло отечество, и судьба их была связана с русской эмиграцией.

Флоренский был один из немногих, кто остался здесь.

Более того, Флоренский — это человек, которого никак нельзя однозначно охарактеризовать. Инженер? — да, тридцать патентов на изобретения в советское время. Философ? — да, один из ярчайших интерпретаторов платонизма, один из ярчайших русских платоников. Поэт? — да, может быть, не крупный, но все-таки создавший стихотворения и выпустивший книгу стихов, друг Андрея Белого, росший в атмосфере символистов.

Математик? — да, ученик знаменитого профессора Бугаева (отца Андрея Белого), создавший очень интересные концепции в этой области, человек, который одновременно со знаменитым теперь петроградским ученым Александром Фридманом, параллельно с ним, независимо пришел к идее искривленного пространства. Фридман — отец теории расширяющейся Вселенной, которую он построил на основании уравнений Эйнштейна. И Флоренский очень близко подошел к этой теории точно в то же время в 1922 году, работая совершенно в другой части страны.

Мысль Флоренского простиралась на историю искусства, что было, можно сказать, его второй профессией (или третьей, или десятой). Флоренский был утонченным богословом. Эрудитом. Протоиерей Василий Зеньковский, автор монументальной «Истории русской философии», говорит о его давящей учености. Люди, которые знали Флоренского, рассказывали мне, что можно было получить от него обстоятельный ответ практически на любой вопрос в самых различных областях гуманитарных и технических наук.

Флоренский — историк, хотя историческая тема мало присутствует в его произведениях, но он историк-археолог, он автор многочисленных небольших монографий, статей по исследованию древнерусского, средневекового творчества, иконописи, мелкой пластики. Работает неутомимо. Человек, которого уважал и ценил Вернадский. Они шли в одном русле научных исследований.
К сожалению, не все еще опубликовано из произведений Флоренского. Но сегодня можно сказать, что эта фигура, хотя и вызывавшая и вызывающая сегодня споры, безусловно, огромного масштаба. А споры вызывали все — и Пушкин, и Леонардо да Винчи… Тот, о ком не спорят, никому не интересен.

Флоренский связан с Московским университетом, с планами и с институтами по электрификации страны, Флоренский — преподаватель Московской духовной академии, профессор истории философии; одновременно он редактор журнала «Богословский вестник». Многосторонность его интересов возникла еще в детстве. И его называли русский Леонардо да Винчи. Но когда мы говорим «Леонардо да Винчи», нам представляется величественный старец, как бы взирающий с высоты своих лет на человечество. Флоренский умер молодым.

Он исчез. Арестованный в 1933 году, он исчез, и родные (жена и дети) не знали, где он и что с ним, очень долго не знали, поскольку в 1937 году его лишили права переписки. И я помню, когда мы с матерью шли по Загорску во время войны, она здоровается с женой Флоренского и говорит: «Вот эта женщина несет огромный крест». И объяснила мне, что она не знает, что с ее мужем (отец мой в это время тоже только что освободился из заключения, и я, хотя и был достаточно юн, понимал, что это значит).

А на самом деле Флоренского в это время уже не было в живых. При Хрущеве в 1958 году его жена подала на реабилитацию и получила справку, что он умер в 1943 году то есть тогда, когда кончился его 10-летний срок (в 1933 ему дали 10 лет, как великому преступнику — такой срок дают за крупное преступление — 10 лет заключения). Да, когда мы с матерью говорили о его судьбе, его уже не было в живых. Вот свидетельство о смерти, полученное уже сейчас, в ноябре прошлого года.

«Свидетельство о смерти (стандартное)… Гражданин Флоренский Павел Александрович… умер 8 декабря 37-го года… Возраст — 55 лет (неверно — 56)… Причина смерти — расстрел … Место смерти — … Ленинградская область».

Человек, который за несколько месяцев до этих событий, находясь в адских каторжных условиях, продолжал активную научную работу; человек, который жил глубоко духовной, умственной жизнью, который свои богатые знания передавал детям (до 1937 года разрешалось писать, и даже были моменты, когда семья могла к нему приехать), таким человеком может гордиться любая цивилизация. Он стоит на одном уровне с Паскалем, с Тейяром де Шарденом, с многими учеными, мыслителями всех времен и народов. И он был расстрелян как последний преступник — будучи абсолютно невинным!

Среди русских философов Флоренский был наиболее аполитичен. Весь ушедший в мир своих мыслей, погруженный в работу, он всегда стоял несколько в стороне от общественной жизни. Он был невинен и был нужен стране — как инженер, как ученый, как бескорыстный работник. Но его предпочли расстрелять. Вместе с этим свидетельством комитет государственной безопасности передал родным копию акта «Приговор тройки ОНКВД по протоколу № 199 от 25 января 37-го года в отношении осужденного к в.м.н. (то есть высшей мере наказания) Флоренского Павла Александровича приведен в исполнение 8 декабря 37-го года, в чем и составлен настоящий акт». И подписи, как во всех канцеляриях. И фотография приложена — человека со следами избиения на лице, человека, который весь ушел вглубь, потому что его терзали и пытали. Вот такова наша эпоха.

7 комментариев для “«Он был расстрелян как последний преступник — будучи абсолютно невинным!» (фрагмент заметки Александра Меня о Павле Флоренском)

  1. «Он был расстрелян как последний преступник — будучи абсолютно невинным!» (фрагмент заметки Александра Меня о Павле Флоренском).

    Я раньше ничего не знал о Павле Флоренском и прочитал о нём только сейчас. И тут два замечания.
    Первое, что заголовок оскорбителен для памяти примерно 700 тысяч человек, включая двух московских раввинов (один — был мой дед), которые были расстреляны таким же образом, с таким же извещением жёнам где-то в 1942-43 гг., что они якобы умерли в заключении. Тоже «как последние преступники», хотя «абсолютно невинны»? Александр Мень, погибший в 1990 г., не мог не знать точнее, и его язык мог быть иным.

    Второе. В этих обстоятельствах мы никогда не говорим, «а он тем не менее», потому что погиб он будучи действительно абсолютно невинен от выдвинутых обвинений, хотя я не знаю подробностей, даже если они включали подлинные детали тогда. Но, независимо от этого, стоит знать, что этот влиятельный философ в начале 20-го века проявил себя как отъявленный антисемит, не исключавший в связи с делом Бейлиса ритуальных убийств евреями. Что, осуждая демократию и предпочитая авторитарную власть — что не нелепость само по себе и может подлежать обсуждению, он писал: «Как суррогат такого лица, как переходная ступень истории появляются деятели вроде Муссолини, Гитлера и др. Исторически появление их целесообразно, поскольку отучает массы от демократического образа мышления». Но и здесь, мы не можем не заметить, что это написано около 1933 г., когда Флоренский не мог даже предположить Холокост.

    1. Элиэзер Рабинович: 21 января 2023

      Я раньше ничего не знал о Павле Флоренском и прочитал о нём только сейчас. ..

      …стоит знать, что этот влиятельный философ в начале 20-го века проявил себя как отъявленный антисемит…
      \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

      Уважаемый Элиэзер! Если наше отношение к ряду выдающихся людей прошлого будет определяться в том числе и тем, были ли они антисемитами или нет, нам придётся пригвоздить к столбу позора и выбросить на свалку истории Джордано Бруно, Шекспира, Вольтера, Гоголя, Достоевского, Ренана, И.С. Аксакова, Бенджамина Франклина и многих других выдающихся людей. Нам следует исходить из того, что они разделяли взгляды своего времени. В конце концов, мы относимся с огромной любовью к Пушкину и считаем его нашим всем несмотря на то, что он был рабовладельцем…

      Флоренский был православным священником, а Русская православная церковь отличалась крайним антисемитизмом, и это нужно учитывать…

      1. Виктор (Бруклайн)
        — 2023-01-21 21:42:14(266)

        Элиэзер Рабинович: 21 января 2023

        Я раньше ничего не знал о Павле Флоренском и прочитал о нём только сейчас. ..

        …стоит знать, что этот влиятельный философ в начале 20-го века проявил себя как отъявленный антисемит…
        \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

        Уважаемый Элиэзер! Если наше отношение к ряду выдающихся людей прошлого будет определяться в том числе и тем, были ли они антисемитами или нет

        Уважаемый Виктор, Флоренский был современником юдофилов Владимира Содовьёва (умер в 1900), Николая Бердяева, а также не вполне юдофила Гитлера. Флоренский верил в ритуальные убийства, в которые не поверили мужики-присяжные на процессе Бейлиса. А как православный священник, знавший Тору, не мог не знать, что таковых не бывает. И вопрос к Вам: какое из произведений Павла Флоренского, прочитанных Вами в последние 10 лет, Вы могли бы мне
        рекомендовать для ознакомления с его ходом мысли?

        1. Элиэзер Рабинович: 22 января 2023

          Уважаемый Виктор, Флоренский был современником юдофилов Владимира Содовьёва (умер в 1900), Николая Бердяева, а также не вполне юдофила Гитлера. Флоренский верил в ритуальные убийства, в которые не поверили мужики-присяжные на процессе Бейлиса. А как православный священник, знавший Тору, не мог не знать, что таковых не бывает. ..

          \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

          Хотел бы Вам, Элиэзер, напомнить, что большинство православных священников, знавших тору, были тем не менее антисемитами, поскольку были взращены внтисемитской церковью. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Флоренский был антисемитом, но уважаем мы его не за это -:)))

          1. Виктор (Бруклайн)
            — 2023-01-22 00:57:17(274)

            Элиэзер Рабинович: 22 января 2023

            Уважаемый Виктор, Флоренский был современником юдофилов Владимира Содовьёва (умер в 1900), Николая Бердяева, а также не вполне юдофила Гитлера. Флоренский верил в ритуальные убийства, в которые не поверили мужики-присяжные на процессе Бейлиса. А как православный священник, знавший Тору, не мог не знать, что таковых не бывает. ..

            \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

            Хотел бы Вам, Элиэзер, напомнить, что большинство православных священников, знавших тору, были тем не менее антисемитами, поскольку были взращены внтисемитской церковью. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Флоренский был антисемитом, но уважаем мы его не за это -:)))…
            =========================
            Позвольте вмешаться:

            «Ни славянские ручьи не сольются в русском море, ни оно не иссякнет, но все будет наводнено серою жидкою лавиною адвокатуры, которая, между прочим, зальет и Талмуд, и ритуальные убийства. И, в конце концов, – вопрос в одном: верим ли мы Библии или нет. Верим ап. Павлу или нет. Израилю даны обетования – это факт. И ап. Павел подтверждает: “Весь Израиль спасется”. Не “духовный” Израиль, как утешают себя духовные семинарии, увы не духовный. Ап. Павел ясно говорит о “сродниках плоти” и подтверждает неотменность всех прежних обетований об избранничестве. Мы – только “так”, между прочим. Израиль же стержень мировой истории. Такова Высшая Воля. Если смиримся – в душе радость последней покорности. Если будем упорствовать – отвержемся того самого христианства, ради которого спорим с Израилем, т. е. опять подпадем под пяту Израиля. Обетования Б-жии нетленны. Это мы в черте оседлости Б-жественных предназначений, – мы, а не они. Это мы египтяне, обворовываемые и избиваемые и мучимые; это мы – те, у которых “головы младенцев” “разбить о камень” есть блаженство, и это против себя мы поем в церквах ангельскими голосами “на реках Вавилонских”».

            Кто это написал? П. Флоренский. К чему я привел, эти слова?

            Он был феноменом по широте своих знаний и деятельности, но не влиятельным философом, а просто мыслителем интересным своим собеседникам из круга русских религиозных философов начала 20 века. Его «Столп и утверждение истины» 1914 года сегодня на виду в России в основном в свете его трагической судьбы и места в русской религиозной философии того времени. Последствий в истории теологии и философии она не имела, но его переписка с В. В. Розановым, В. Ф. Эрном, А. В. Ельчаниновым и др. мыслителями интересна для понимания того времени.

            Привел же я отрывок из его письма к Розанову, чтобы подчеркнуть необходимость рассматривать и антисемитизм в культурной атмосфере того или иного времени. Еврейство как раса для Флоренского есть понятие религиозное. Более того, для него исполнятся слова апостола Павла о спасении евреев во плоти! Не признавать этого для него равно отказу от христианства. А это уже ересь для православия. Выглядит так, что победа христианства заключается в признании мученичества в руках евреев и тем самым это мученичество, которое надо принять «через радость последней покорности» есть дорога к спасению по обетованию христиан. Как вам это нравится?

            Ладно, это только одна выдержка из одного письма. Но, надо признать, что остановиться на том, что «такой-то был антисемитом», значит свести специфику контекстов антисемитизма к общему осуждения антисемитизма и тем упростить его историю. Вместе с тем, в случае с Флоренским не стоит упускать из вида его и его антисемитизм. Он был серьезным мыслителем, и для понимания (при воспоминании о нем) драмы его мыслей и жизни, надо разбираться и с этим. Этого не было в тексте о. Меня, который характерен интересом к судьбе П. Флоренского в свете трагической судьбой интеллектуального феномена, каким он был. В ней отразилась, чем была и есть Россия! Возможно, с этой точки зрения, указание на антисемитизм Флоренского излишен (если только на его примере не хотеть подчеркнуть не только, сколь преступной была советская власть с ее антисемитизмом, но и беспринципна).

            1. «Возможно, с этой точки зрения, указание на антисемитизм
              Флоренского излишен (если только на его примере не хотеть подчеркнуть не только, сколь преступной была советская власть с ее антисемитизмом, но и беспринципна).»
              — — Во-время (imho) вмешался Борис Дынин.
              Если ничего не знать о мыслителе П. Флоренском (или об Александре Мене), их обоих можно принять за антисемитов.

  2. «Он был расстрелян как последний преступник — будучи абсолютно невинным!» (фрагмент заметки Александра Меня о Павле Флоренском)

    Это фигура особая, особая — по своей судьбе. Потому что большинство из русских религиозных мыслителей, о которых мы с вами говорили, было изгнано или добровольно покинуло отечество, и судьба их была связана с русской эмиграцией.

    Флоренский был один из немногих, кто остался здесь.

    Более того, Флоренский — это человек, которого никак нельзя однозначно охарактеризовать. Инженер? — да, тридцать патентов на изобретения в советское время. Философ? — да, один из ярчайших интерпретаторов платонизма, один из ярчайших русских платоников. Поэт? — да, может быть, не крупный, но все-таки создавший стихотворения и выпустивший книгу стихов, друг Андрея Белого, росший в атмосфере символистов.

    Читать дальше в блоге.

Добавить комментарий