Прощание.

Глядя на тысячи людей, пришедших проститься с ним, думалось о том, что прощаются они не столько с Горбачевым, сколько с надеждами, которые были у них украдены.
Нетерпеливое сердце плохо дружит с милосердием, и я мало прощал ему. Тогда я не знал того, что знаю сегодня: все реформаторы империй приходят слишком поздно. „Раздался воздух впереди, сомкнулся сзади он. Летим, мой брат, скорей летим! Мы запоздали так…“.
Все споры кончены. Смотря на громадную гору ошибок, сделанную теми, кто пришел после него, или на несделанное вовсе, какие претензии можно предъявить тому Горбачеву – коммунисту, функционеру партии для которой Насилие и Ложь были нормой? Повторюсь тем, что писал когда-то. Я не благодарен ему, как благодарны другие. Но я благодарен Клио, которая подарила в нужный момент именно этого человека.
Соблазн тем больше, чем больше возможностей ему уступить. Власть генерального секретаря была практически неограниченной. Она немногим отличалась от той, о которой еще в 18-м веке говорил император Павел I: „ В России велик лишь тот, с кем я говорю, и до тех пор, пока я с ним говорю.“
Уступить соблазну такой традиции легко, воспротивиться ему – означает указать на новый вектор развития. Но этот человек, которого многие (в том числе и я) считали „играющим за все команды“ сумел не просто указать на новый вектор, но и отказаться от неограниченной власти.
Революционное нетерпение –„здесь и сейчас же“, помноженное на собственную беспомощность и непонимание мощи исторического „айсберга“, с которым пришлось столкнуться, – вот главные причины тогдашней нелюбви многих людей к Горбачеву.
Да, за ним был Вильнюс и другие „подвиги“, о которых он не мог, или не хотел знать. Да, это он привел к власти людей, создавших ГКЧП, а заточение в Форосе, с большой вероятностью, было спектаклем.
Но мы помним также, что в мире тогда стало гораздо меньше страха. Быть может и потому что в нем стало больше справедливости – и по отношению к отдельным людям, и по отношению к народам… А еще мы помним удивительный воздух Свободы, которым стали дышать…
… Горбачева хоронили в чужой стране. И люди, пришедшие его проводить, не могли не думать об этом. Сегодняшняя РФ –абсолютное отрицание всего, что было привнесено горбачевским временем. А Ложь и Насилие, с которыми он когда-то пытался вести борьбу, правят бал…
Вот, пожалуй, и все. Свести Зло к отдельной личности – значит примитивизировать Зло. Не лучше и персонификация заслуг, „виной“ которым так часто служит неосязаемое, переплетенное судьбами замечательных людей „кружево“ Времени… Я благодарен тому „кружеву“. Без него меня сегодняшнего не было бы…

 

Добавить комментарий