Сергей Чупринин. РЮРИКОВ БОРИС СЕРГЕЕВИЧ (1909—1969)

Внебрачный сын политэмигрантки Ю. И. Рюриковой от писателя С. Т. Семенова, который никакого участия в его судьбе не принимал, Р. родился в Женеве, но уже в 1912 году вместе с матерью прибыл в Россию. Жил в Нижегородской губернии, закончил школу (1925), поучился в местном педагогическом институте, и в журналистике отметился, и по комсомольской путевке потрудился на строительстве Сталинградского тракторного завода, и срочную в армии отслужил (1931-1932).

Но — самое главное – рано вступил в ВКП(б) (1932) и с тех пор был только начальником. На первых порах не очень крупным, но все-таки: редактор районной газеты в Кстове (1933-1934), зам. главного редактора провинциального рапповского журнала «Натиск» (1934-1935), заведующий отделом в газете «Горьковская коммуна» (с 1936), лектор обкома партии. В годы войны командовал армейскими газетами «Сталинский удар» и «Сталинский воин». И, видимо, успешно, так что в запас он вышел орденоносцем, в звании подполковника, и карьера ему открывалась самая блистательная.

Она и пошла: летом 1946 года Р. пригласили на работу в ЦК ВКП(б): сначала консультантом в Управление пропаганды и агитации, а летом 1948-го назначили на должность заведующего сектором искусства этого самого Управления.

Время было боевое, обязанности ответственные, и, — по свидетельству «Краткой литературной энциклопедии», — установочные выступления Р. в печати неизменно отличались «пафосом борьбы за коммунистическую партийность, духом нетерпимости к буржуазному искусству и буржуазной морали» (т. 6, стлбц. 572).

Здесь он, как, — отметим для памяти, — и во всех позднейших своих статьях, промашек не допускал. Беда лишь, что в конфликте между А. Софроновым, Н. Грибачевым, А. Суровым и язвительными театральными критиками с «нехорошими» фамилиями неосмотрительно взял сторону не набиравших силу охотнорядцев, а их не ко времени умных оппонентов, которых «Правда» 28 января 1949 года запишет вдруг в разряд «безродных космополитов» и «последышей буржуазного эстетства».

За «покровительство антипатриотической группе театральных критиков» надо было отвечать, и Р. сошлют на низовую работу в Горький. Ненадолго, впрочем, и уже через год его возвращают в Москву: ответственный секретарь, затем заместитель главного редактора «Литературной газеты» (1950-1953), когда К. Симонова, воспользовавшись случайным поводом, отставили из «Литгазеты», он стал уже и ее главным редактором (1953-1955).

Особых заслуг в этой роли Р. не снискал, но и борозды,- как вспоминает Л. Лазарев, работавший тогда в редакции, — не портил, то есть подчиненных за вольнодумство не шпынял, разрешал даже с собою спорить а верноподданность доказывал собственными духоподъемными статьями – то социалистический реализм в очередной раз воспоет, то грохнет по «Новому миру» А. Твардовского за «эстетский нигилизм», проявившийся в публикации безыдейных очерков В. Померанцева и М. Лифшица (20.03.1954 и 6.04.1954), то осудит повесть В. Некрасова «В родном городе» за мелкотравчатость.

И всё бы ладно. Однако черная метка была поставлена еще в 1949 году, и репутация защитника либералов-космополитов, а попросту говоря евреев так к Р. и прилипла. Поэтому И. Шевцов в переписке с С. Сергеевым-Ценским твердит о необходимости бороться с «силищей Рюриковых», которые «спешат как можно больше здесь напакостить». И, надо полагать, поэтому М. Шолохов, в речи на 2-м съезде писателей сражаясь с И. Эренбургом и К. Симоновым, потребует Р. из «Литературной газеты» уволить.

Его и уволили, но год спустя. И не с позором, а, можно даже сказать, с повышением – вновь взяли в ЦК заместителем заведующего Отделом культуры (1955-1958), хотели было назначить главным редактором учреждаемого журнала «Вопросы литературы», но вместо этого пару лет подержали в Праге заведующим отделом международного ежемесячника «Проблемы мира и социализма» (1958-1961) и наконец уже до конца дней ему передали в управление журнал «Иностранная литература».

Этапы большого пути, на каждом из которых Р., слывший в советском литературоведении теоретиком, много печатался: выпустил монографии о Н. Чернышевском (1953, 1961), сочинил вступительные статьи к сборнику «Ленин о литературе и искусстве» (1957, 1960, 1967, 1969), романам «Братья Карамазовы» (1958) и «Идиот» (1964), издал собственные книги «Литература и жизнь» (1953), «О богатстве искусства» (1956), «Марксизм-ленинизм о литературе и искусстве» (1960), «Коммунизм, культура и искусство» (1964).

Пресные донельзя и, что уж скрывать, лишенные примет авторской индивидуальности, все эти труды забыты напрочь. Внимание историков если что и привлечет, то статья «Социалистический реализм и его “ниспровергатели”» (Иностранная литература», 1962, № 1), где впервые в советской печати сказано было о книге, которая спустя четыре года приобретет истинно всемирную известность. Ее автор, — говорит Р., — «укрылся под псевдонимом Абрама Терца. Даже из сочувственного изложения ясно, что перед нами неуемная антисоветская фальшивка, рассчитанная на не очень взыскательного читателя… Ратующие против социалистического реализма эстетствующие рыцари “холодной войны” – к какой достоверности, к какой правде тянут они?..»
Вот, собственно, и всё, что убежало тленья. А «Иностранная литература»… У читателей журнал пользовался популярностью, как пользовался бы он ею, надо думать, и при другом главном редакторе. Что же вы хотите: единственное окошечко в мир зарубежной культуры, открывавшееся ровно настолько, настолько это оказывалось возможным.

Конечно, — рассказывает современник, — «в редакционной коллегии шли жаркие дискуссии, однако больше относительно того, пропустят или не пропустят главные идеологи публикацию того или иного западного писателя. Существовала процентовка: столько процентов писателей должно быть в журнале из третьего мира, столько из братских социалистических стран и столько из враждебного капиталистического мира. Шёл отдельно разбор по персоналиям: иностранные писатели, замеченные в отрицательной оценке социалистического строя и политики СССР, навсегда исключались из списка претендентов. Чёрные списки составлялись несколькими ведомствами, в частности, информацию направляли в ЦК советские послы с подачи советников по культуре, а это, как правило, были сотрудники советской разведки».

Так вот они в журнале и работали: теоретик социалистического реализма родом из Женевы и его первый заместитель – Константин Алексеевич Чугунов, отличный, как говорят, переводчик и по совместительству подполковник из действующего резерва КГБ.

Соч.: Избранные работы в 2 тт. М.: Худож. лит., 1986.

Один комментарий к “Сергей Чупринин. РЮРИКОВ БОРИС СЕРГЕЕВИЧ (1909—1969)

  1. Сергей Чупринин. РЮРИКОВ БОРИС СЕРГЕЕВИЧ (1909—1969)

    Внебрачный сын политэмигрантки Ю. И. Рюриковой от писателя С. Т. Семенова, который никакого участия в его судьбе не принимал, Р. родился в Женеве, но уже в 1912 году вместе с матерью прибыл в Россию. Жил в Нижегородской губернии, закончил школу (1925), поучился в местном педагогическом институте, и в журналистике отметился, и по комсомольской путевке потрудился на строительстве Сталинградского тракторного завода, и срочную в армии отслужил (1931-1932).

    Но — самое главное – рано вступил в ВКП(б) (1932) и с тех пор был только начальником. На первых порах не очень крупным, но все-таки: редактор районной газеты в Кстове (1933-1934), зам. главного редактора провинциального рапповского журнала «Натиск» (1934-1935), заведующий отделом в газете «Горьковская коммуна» (с 1936), лектор обкома партии. В годы войны командовал армейскими газетами «Сталинский удар» и «Сталинский воин». И, видимо, успешно, так что в запас он вышел орденоносцем, в звании подполковника, и карьера ему открывалась самая блистательная.

    Она и пошла: летом 1946 года Р. пригласили на работу в ЦК ВКП(б): сначала консультантом в Управление пропаганды и агитации, а летом 1948-го назначили на должность заведующего сектором искусства этого самого Управления.

    Время было боевое, обязанности ответственные, и, — по свидетельству «Краткой литературной энциклопедии», — установочные выступления Р. в печати неизменно отличались «пафосом борьбы за коммунистическую партийность, духом нетерпимости к буржуазному искусству и буржуазной морали» (т. 6, стлбц. 572).

    Читать дальше в блоге.

Добавить комментарий