Традиции и абсурд

Влад Голь-де-Шмидт (Владимир Гольдшмидт)

Песах — установленный Торой праздник весны и свободы, в память о самом главном событии библейской истории, которое считается началом истории еврейского народа — Исходе из Египта и освобождении народа от 400-летнего рабства. Всё учение иудаизма основано на памяти об Исходе и о последующих событиях, связанных с обретением Земли обетованной. На Песах (второе название Хаг а Мацот — праздник мацы) едят мацу, а накануне сжигают хамец? В чем идея этой главной заповеди праздника? Рабби Шнеур-Залман — первый Ребе Любавичского Движения объяснял. Хамец, квашеное тесто, которое подымается и всходит, как бы символизирует эгоистические начала в человеке, его спесь, непомерные претензии, самомнение и пренебрежительное отношение к окружающим. Тесто же мацы, приготовленное из муки и воды, без дрожжей, не всходит, напоминая о скромности, чуткости и заботе о ближнем. Итак, Песах, это праздник свободы, требующий в рамках традиций соблюдения определённых правил и ограничений. Безусловно, записанные в Торе и чтимые тысячелетиями традиции необходимо соблюдать, но соблюдать разумно, учитывая требования времени и реальную ситуацию. Но о какой же свободе может идти речь, когда традиции нередко доводятся до абсурда. 1. Как правило, государственные учреждения Израиля, работающие в Песах, обязаны соблюдать «усиленный кашрут», избавляясь от квасного и не допуская его употребления на протяжении всего праздника. Этот порядок существует и в израильских больницах. Однако, Министерство здравоохранения, в лице заместителя министра — ультраортодокса, распорядилось даже обыскивать посетителей больниц на предмет наличия некошерной еды. В какой уж раз, этот ультраортодоксальный чиновник, провоцирует скандалы, связанные с постоянным балансированием между соблюдением элементарных гражданских прав и обязанностью соблюдения религиозных норм на государственном уровне (закрытие всех магазинов по субботам, призыв в армию ешиботников и пр. и пр.). В данном случае, это соблюдение «усиленного кашрута» в больницах. В некоторых больницах охрана получила указание досматривать посетителей не только на предмет отсутствия оружия, но и некошерной еды. В связи с этим несколькими светскими организациями был подан иск в Высший суд справедливости, с требованием запретить подобную практику. В иске указывается, что личный досмотр людей вообще незаконен. Правда, из этого правила сделано исключение, позволяющее досматривать вещи посетителей в целях безопасности, но никак не в целях проверки на кошерность еды. В прессе появились высказывания анонимных источников в разных больницах, объявляющих о том, что там не намерены досматривать посетителей и «шпионить за пациентами», поскольку медперсонал не является инспектором кашрута. Пять больниц заявили, что во время Песаха не намерены обыскивать посетителей на входе, проверяя, не проносят ли они хамец. В ответ, Министерство здравоохранения, ссылаясь на действующие в последние годы инструкции, при поддержке государства (в ответ на иск в Высший суд справедливости), заявило о возможности лишения сертификата кошерности тех больниц, которые позволят посетителям проносить хамец в дни Песаха. Но при этом игнорируют два момента. Во-первых, хотя в маце, нет никаких излишеств, тем не менее, она очень калорийна (в одной ее пластинке до 160 калорий) и тяжела для пищеварения. У многих людей, особенно пожилых и не очень здоровых, легко возникает обезвоживание, тяжесть и боли в желудке. Если съедение мацы чревато опасностью для жизни (например, для тех, у кого есть аллергия на глютен), мацу нельзя есть ни в коем случае. Во-вторых, в израильских больницах лечат не только евреев, там находятся люди и других национальностей, т.е. нарушаются права неевреев. 2. Зоологический центр Сафари в Рамат-Гане — крупнейший зоопарк Израиля, в котором содержится около 1600 животных. В нем воссоздана среда обитания, напоминающая африканскую саванну. Звери свободно передвигаются по территории. В канун Песаха, животных в Сафари перевели на мацу. Работники сафари очистили все клетки и вольеры от хамеца. Обезьян, слонов, лемуров и других обитателей зоопарка перевели на мацу, которой животных будут кормить вместо хлеба в дополнение к их прежнему привычному корму, фруктам и овощам. В тексте это «звучит» не очень неприятно, а вот когда смотришь фотографию или видео-клип, где обезьяны с аппетитом поглощают священную для евреев мацу, становится как-то не по себе, напоминает какой-то шарж, карикатуру. Да и антисемитам такие картинки дадут немало поводов для насмешек. 3. Совет Безопасности Организации Объединенных Наций настоял на созыве совещания во время пасхального седера, для обсуждения беспорядков в Газе, несмотря на оппозицию и просьбу со стороны Израиля и Соединенных Штатов, отложить совещание до окончания праздника Песах. В ходе совещания выступил представитель Палестинской автономии, в то время как представители Израиля отказались присутствовать в связи со священным еврейским праздником. Посол Израиля в Организации Объединенных Наций заявил: «В то время как евреи по всему миру собрались со своими семьями за праздничным столом, чтобы отметить праздник Песах, палестинцы прибегли к новому уровню низости, пытаясь таким образом использовать ООН для распространения лжи об Израиле. Эта позорная эксплуатация нашего праздника не сможет помешать нам говорить правду о террористических сборищах ХАМАСа, направленных на дестабилизацию обстановки в регионе». В этой связи следует заметить, что и здесь в наличии элементы абсурда. В такой напряженной ситуации, когда в какой-то степени решается вопрос о принятии Совбезом ООН решения способного навредить Израилю, израильские дипломаты должны были находиться на этом совещании, а не за праздничным столом. Есть ситуации, когда можно нарушить традицию, если речь идёт о репутации своей страны. Как, например, несмотря на то, что в субботу запрещены очень многие виды деятельности, в то же время, субботу не только можно, но и должно нарушить во имя спасения своей или чужой жизни. Возможно, в этом смысле целесообразно подкорректировать законодательство. 4. Взаимоотношение религиозных и секулярных сообществ в современном мире, проблема актуальная и весьма деликатная. Будучи человеком светским, я не решусь посягнуть на вековые религиозные основы. Тем не менее, вызывает тревогу постоянные уступки и вливание огромных средств в ультрарелигиозный сектор. Тем самым, израильское правительство, по сути, провоцирует и поощряет последний, на тотальное наступление на секулярное общество, права которого и так серьезно урезаны религиозным диктатом. И это, несмотря на то, что светских граждан в стране подавляющее большинство, ~ 45%, а харедим, ~ 9%. Правда в Кнессете у них 14 мандатов, что позволяет им постоянно угрожать развалом правительства. Они не боятся досрочных выборов, поскольку за ними постоянный послушный электорат.
Правительство постоянно капитулирует перед ультимативными требованиями ультраортодоксальных партий. Нельзя допустить, чтобы они вмешивались в профессиональную деятельность, тем более в дела ЦАХАЛа. В прошлом месяце законодатели из ортодоксального сектора выдвинули правительству ультиматум, угрожая заблокировать голосование по бюджету 2019 года, если не будет принят закон, защищающий отсрочки для студентов ешив во время призыва в армию.
Усиление религиозной пропаганды в рамках воинской службы начали ощущать даже бойцы элитного подразделения электронной разведки «подразделения 8200»: СМИ публикуют жалобы солдат подразделения на ряд эпизодов насаждения религиозных норм в ЦАХАЛе, на насаждение религии в рамках курса молодого бойца. Сообщается о массовых солдатских жалобах, связанных с соблюдением религиозных предписаний на военных базах. Из-за процедуры «кашерования» кухонь и столовых накануне Песаха, солдат, даже в боевых частях, неделю держали голодными, на скудном рационе, иногда состоящем только из сырых овощей и консервов.
Жалобы на «религиозное принуждение» и религиозную пропаганду в рамках воинской службы в последние годы звучат все чаще. Командование ЦАХАЛа, стремясь уважать чувства верующих, нередко поддается давлению настолько, что это задевает светских солдат обоих полов.
Аналогичная ситуация наблюдается в школах, где уроки точных наук сокращаются, вместо них вводятся уроки религиозных предметов, причём уже чуть ли не с первых классов. И, не только в школах. В заключение заметим, что многолетние религиозные традиции еврейского народа священны, их необходимо уважать и соблюдать, но не доводить до абсурда. Всегда могут иметь место неординарные ситуации, при которых буквальное соблюдение традиций может принести вред Израилю и всему еврейскому народу.

Share
Статья просматривалась 181 раз(а)

1 comment for “Традиции и абсурд

  1. Александр Биргер
    11 апреля 2018 at 4:12

    Влад Голь-де-Шмидт
    «Жалобы на «религиозное принуждение» и религиозную пропаганду в рамках воинской службы в последние годы звучат все чаще. Командование ЦАХАЛа, стремясь уважать чувства верующих, нередко поддается давлению настолько, что это задевает светских солдат обоих полов…
    В заключение заметим, что многолетние религиозные традиции еврейского народа священны, их необходимо уважать и соблюдать, но не доводить до абсурда…»
    :::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
    Как оределить мeру абсурда? — поручить БАГАЦ? ШАС? ООН?
    Заглянув в Вашу работу, уважаемый Владимир Иосифович, «БАГАЦ слезам не верит (даже слезам раввина)», полагаю, что БАГАц Вам не подойдёт.
    Что касается: «Тем более обидно, что выдающуюся роль иудейской религии искажают и загрязняют некоторые деятели религиозного истеблишмента», то здесь я с Вами согласен на 100%. Этим загрязняющим я бы пальца в рот не положил, могут откусить, вместе с трудовыми мозолями. А в общем и целом, этих «стахановцев» КОНЕЧНО ЖЕ и близко нельзя подпускать ни к солдатам ЦАХАЛ, ни к малолетним школьникам. Тем более — к школьницам.
    П.С. Едва не пропустил в послепраздничной суете Вашу интересную статью. Спасибо.

Добавить комментарий