Талиннские заметки

Лекция без видео-ряда много теряет. Воспринимать все на слух утомительно, многие люди просто отключаются и перестают воспринимать сказанное. Куда веселее воспринимаются театрализованные лекции-презентации, когда слова лектора сопровождаются соответствующими фотографиями, таблицами, графиками… У меня на доклад, рассчитанный на час-час с четвертью, обычно готовится 120-150 слайдов. Поэтому выступление без ноутбука, экрана и проектора (бимера) уже немыслимо.
И всегда возникает проблема стыковки компьютера с бимером — у разных моделей разные входы, кабели и пр.
Приятной неожиданностью оказалось решение, которое нашли в Таллинне: в недавно обновленной библиотеке Еврейской общины Эстонии установлен огромный телевизор, встроенный в стену, который может служить экраном для компьютера, причем соединение осуществляется без всяких проводов, по Bluetooth. Страшно удобно! Как Эйнштейн решил проблему эфира, просто отбросив это понятие, так и таллинцы решили проблему кабелей, выбросив их из употребления. Браво!

Фото Евгения Берковича.
Таллиннская синагога

Я все понимаю: ясновидение, телепатия, третий глаз, то да сё… Но откуда они узнали, что я приеду в этой куртке, если я сам надел ее за пять минут до отъезда? И никаких фото я в Таллинн не посылал. Я давно знал, что Таллинн (тогда еще Таллин) — город-загадка. И сказка.

Фото Евгения Берковича.
Афиша выступления

Поэт предупреждал:

По несчастью или к счастью,
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места.

Действительно, опасность разочарования велика. Ведь Таллин я полюбил тогда, когда о загранице и не мечтали, видели Европу разве что в «Клубе кинопутешественников» да в зарубежной кинохронике. Таллин же заменял нам Берлин и Париж, Брюгге и Амстердам… Эстонская столица была доступна, как любой советский город, но выглядела, пахла и дышала как таинственный Запад. Красная черепица таллинских крыш, видных с Вышгорода, напоминала о немецких сказках и средневековых легендах.

Я четверть века не был в Таллине. За это время и Европу объездил, и многие немецкие города знаю вдоль и поперек. С опаской ждал я встречи с этим городом, помнил предупреждение Шпаликова. Но разочарования не было. Таллин сохранил тайну, не потерял лица, стал даже солиднее и строже. Он теперь не Европа для Востока, а свой в Европе. И держится с достоинством и тактом. А сказка и тайна где были, там и остались — в узких переулках-закоулках, в башнях на улице Лабораториум, в силуэтах острых шпилей на ночном небе…

Фото Евгения Берковича.
Ворота ночью
Таллинская улица
Таллинская улица
Фото Евгения Берковича.
Ночной шпиль

Немного осеннего Таллинна:

Фото Евгения Берковича.
Улица в Старом городе
Фото Евгения Берковича.
Башня Кик-ин-де-Кёк
Фото Евгения Берковича.
Девичья башня
Фото Евгения Берковича.
Дневной шпиль

Таллинские крыши и немного моря. Вид с Вышгорода.

Фото Евгения Берковича
Фото Евгения Берковича.
Таллинские крыши и немного моря
Фото Евгения Берковича.
Фото Евгения Берковича.

Помните, у Василия Аксенова в «Пора, мой друг, пора…» есть такие строчки:

«Вся стена была залита лунным светом, только темнели ниши. Раз, два, три… восемь ниш в крепостной стене вдоль всей улицы Лабораториум. В каждую из этих ниш можно было влезть, согнувшись в три погибели, а когда-то ведь они предназначались для стражников, когда-то в каждой из них стоял стражник в латах и еще хватало высоты для алебарды. Время нанесло несколько слоев грязи, земли, булыжников, и вот теперь я, мужчина среднего роста, сидел скорчившись в одной из этих ниш».

Это улица Лабораториум в Таллинне. Ноги сами вывели на нее в самом начале прогулки по Старому городу. Память не подвела.

Фото Евгения Берковича.
Фото Евгения Берковича.
Фото Евгения Берковича.
Фото Евгения Берковича.

 

Добавить комментарий