Родственники за границей

Уважаемая Земфира Де Вирджилиис (Zemfira De Virgiliis) напомнила на своей страничке в фейбуке забавную историю о несостоявшемся увольнении одной пожилой библиотекарши. История рассказана со ссылкой на Шкловского. Я слышал эту байку много лет назад немного в другой редакции, о чем рассказал в комментарии к основному статусу. Но так как комментарий вызвал неудовольствие некоторых прекрасных дам, я его от греха подальше переношу сюда, где на него уже никто не покусится :).

В моей истории, которую я слышал от родителей в начале 60-х, а те непосредственно от сослуживцев героини, речь шла об одной пожилой сотруднице Библиотеки им. Ленина (в версии Шкловского — Библиотеки им. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде). Как многие советские учреждения, библиотеки тоже сотрясали время от времени кампании по сокращению кадров. Однажды дошла очередь и до нашей сотрудницы, тем более ей уже можно было выйти на пенсию. Уйти добровольно она отказалась, тогда в отделе кадров стали подбирать компромат и нашли, что у нее есть родственники за границей. Она охотно подтвердила, а на вопрос комиссии: «кто именно», она ответила «королева Великобритании». У комиссии, которая рассматривала ее «дело», глаза полезли на лоб. Но на этом разговор не закончился. Сотрудница достала пожелтевшую от времени бумажку, на которой было напечатано: «Податель сего имеет право работать в любом советском учреждении по своему выбору». И подпись: Председатель Совета Народных комиссаров Ленин. Знаменитая подпись вождя была хорошо известна членам комиссии. Так что вопрос о сокращении необычной сотрудницы отпал сам собой.

15380639_10211489807427804_1837574616402236434_n1
Оказалось, что эта дама до революции была замужем за родственником будущего герцога Эдинбургского или еще за кем-то, кто потом вошел в королевскую семью. Ее муж сразу после Октября 1917 года спешно уехал в безопасную заграницу, оставив молодую жену в России, так как она не захотела покинуть родину. На призыв большевиков сдать драгоценности для поддержки революции она откликнулась охотно и отдала все, чем владела. Такой щедрый дар не остался незамеченным, и Ленин выдал ей в знак признательности «охранную грамоту»: право на работу в советских учреждениях по своему выбору, безотносительно к тому, что дворян, лишенных гражданских прав, на службу не брали.
Долгое время эта справка не требовалась, и только спустя десятилетия пригодилась.
Конечно, за длительное время история обросла многими легендами, и наверняка есть другие версии этого события. Но сомневаться в самом факте, лежащем в основе истории, не приходится. Очень уж правдоподобно было большевикам отделаться такой запиской за драгоценности знатной семьи.

2 комментария для “Родственники за границей

  1. Евгений Беркович
    Родственники за границей
    — «Но так как комментарий вызвал неудовольствие некоторых прекрасных дам, я его от греха подальше переношу сюда, где на него уже никто не покусится :).»
    В моей истории, которую я слышал от родителей в начале 60-х, а те непосредственно от сослуживцев героини, речь шла об одной пожилой сотруднице Библиотеки им. Ленина (в версии Шкловского — Библиотеки им. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде). Как многие советские учреждения, библиотеки тоже сотрясали время от времени кампании по сокращению кадров…»
    : : : : : :
    Не окружённый прекрасными дамами, вспоминаю я годы былые, когда был не знатен, но женат и весел; и не просто женат, а — на библиотекарше фундамент-ой библиотеки имени «не помню кого». (м.б. — Герцена?)
    А это — мечта любого еврея с незак. высшим образованием (бихелах!).
    Тогда-то мне и была рассказана история про то, что в конце «роковых 40-ых» до середины ревущих 50-х прошлого века, в Ленинграде сменили почти всех работников — не только фундаментальных, но и — институтских
    библиотек. Правда, в библиотеке им. Н.К. Крупской табличку не сменили. Таким простым и недорогим способом Н.Крупская была реабилитирована окончательно, на радость мам и пап всех читателей этой библиотеки.

  2. Дорогой Евгений!
    Я думаю, что Сталина бы это не остановило. Он даже, помнится, угрожал Крупской назначением Ленину другой жены, если Крупская будет плохо себя вести.

Добавить комментарий