У славы путь неодинаков

                                                       „Не раскачивайте лодку – нашу крысу тошнит“

                                                        – содержание плаката, который держал

                                                        Дмитрий Быков на митинге в 2016 году.

 

Вспомнилось из Чичибабина:

„…У славы путь неодинаков.

Пока на радость сытым стаям

подонки травят Пастернаков, —

не умер Сталин.“

Слово „травят“ произносится сегодня и в прямом значении. Кроме прочих, оно соединилось с именем человека, начавшего одну из лучших своих книг словами: „Имя Пастернака – мгновенный укол счастья“. Несомненно, Дмитрий Быков – достояние всего русскоязычного культурного пространства. И можно поздравить себя, что это пространство не совпадает с тем, которое зовется Россией. Потому что ее „пространство“ молчит. Молчит так же, как молчало в 50-х, когда травили Пастернака. Безмолвствует, лишний раз подтверждая закономерность трагедий, случившихся в прошлом веке.

А ведь для истонченного почти до дыр культурного пласта Быков – подарок судьбы, милость Божья! Ренессансная суть „подарка“ видится в его уникальной способности соединять в единое целое культурные „перетоки“ эпох, наполняя жизнью то, что уже „окуклилось“, став „классикой“ попахивающей мертвечиной.

Но для сознания некрофилов этот запах сладок. Сколько людей проводило это сознание на тот свет, чтобы впоследствии выть о потерях… Им нет числа! А скольким оно „помогло“ уйти!

„…Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа.“

„Подожди, Витька, а кто в коляске то сидит?“ – спрашивал шукшинский персонаж, ошарашенный собственной мыслью о седоке в гоголевской птице-тройке. И трудно было ему поладить с мыслью, что в экипаже, направляя движение, сидит продувная бестия… – преступник, торгующий мертвые души у живых покойников и делающий на этом свой капитал. И сегодня он занимается в сущности тем же. Только капитал его – политический, а делает он его на костях павших когда-то солдат.

Обойдемся без имен. Они у этого „персонажа“, в зависимости от эпохи, разные. Но душа всегда одна и та же – „тонкая, деликатная, легко уязвимая“, прекрасно узнающая себя в самых разных „особях“. Так что тут 4-х месячным сроком, как в случае с пощечиной президенту Макрону, не отделаешься. История здесь другая, ставки другие, а потому… хорошо смеется тот, кто… стреляет боевыми.

 

 

Добавить комментарий