Закон Уилсона-Келлинга*
В школе, на уроках физики мы изучали закон Бойля-Мариотта, описывающий поведение газа в изотермическом процессе. Сегодня хочу рассказать о другом законе, тоже имеющем двойное наименование — законе Уилсона-Келлинга, говорящем о том, что если кто-то где-то разбил стекло и никто сразу не вставил новое, то вскоре целых окон в этом доме не останется, а затем начнется мародерство. Вспомнил об этом в связи с благотворительным визитом к одному пожилому человеку. Этот человек по всем остальным статьям — образец добродетели и благородства за одним исключением: завалил свою квартиру нужными и ненужными вещами до сверхвысокой степени. Наверняка все началось с простого — не помыл и не убрал со стола чашку с блюдцем, отложил на потом. Цепляясь одно за другое, его квартира оказалась заваленной барахлом так, что очистка ее представляется сегодня совершенно нереальной задачей — разве что небольшой бульдозер вызывать. И вспомнил я комнату незабвенного Плюшкина из поэмы Гоголя «Мертвые души»: «На бюро, выложенном перламутною мозаикой, которая местами уже выпала и оставила после себя одни желтенькие желобки, наполненные клеем, лежало множество всякой всячины: куча исписанных мелко бумажек, накрытых мраморным позеленевшим прессом с яичком наверху, какая-то старинная книга в кожаном переплете с красным обрезом, лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка кресел, рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами, накрытая письмом, кусочек сургучика, кусочек где-то поднятой тряпки, два пера, запачканные чернилами, высохшие как в чахотке, зубочистка, совершенно пожелтевшая, которою хозяин, может быть, ковырял в зубах своих еще до нашествия на Москву французов».
Не так ли и мы: если кто-то бросил раз где-то мусор, тотчас сюда подтянутся соседи, жители близлежащих домов, набросают своего мусора, пакетов и мешков. И уже забыт тот, первый кто принес, и люди — вполне довольны, что есть куда пристроить свое безобразие. Забыли они указ Петра I 300-летней давности «О наказании за выбрасывание сору и всякого помету на улицы и переулки» и действиях администрации по этому указу — битье кнутом и штраф. А ведь написал Хемингуэй в одном из рассказов: «Ничего кроме света не надо, да еще чистоты и порядка».
*Вдохновлено статьей Алексея Блинова «Цепная реакция» (журнал «Панорама» № 41 2020).
Ефим Левертов
13 октября 2020 at 18:39
________________________
Дорогой Ефим, все-таки это разные вещи. В одном случае имеется в виду, что » попустительство общества к мелким правонарушениям, таким как выбрасывание мусора в неустановленных для этого местах, вандализм, публичное пьянство, прыжки через турникеты в метро и прочие, непосредственно провоцирует людей на совершение аналогичных или более серьёзных правонарушений. Психологический механизм такой провокации на бытовом уровне иллюстрируется следующей фразой: «Если другим можно, то разве мне нельзя?»
Но возможны противодействия этому. » Несмотря на критику и насмешки, мэр НЙ Джулиани последовательно боролся с «разбитыми окнами»(ну, в точности, как вы), что привело к общему снижению количества преступлений в городе»(ВИКИ).
А в нашем случае вы ничего не сделаете. Вы правильно написали, что Плюшкин не имеет отношения к криминалу, так и я о том же. Синдром «собирания-запасания» — это уже наша сфера.
«Несмотря на критику и насмешки, мэр НЙ Джулиани последовательно боролся с «разбитыми окнами» (ну, в точности, как вы), что привело к общему снижению количества преступлений в городе» (ВИКИ).
——————————————
Спасибо, дорогая Инна! Вы зародили во мне манию величия. Впрочем, открытое письмо президенту Трампу я уже писал, см. http://blogs.7iskusstv.com/?p=71927.
Меня очень заинтересовал этот закон и, конечно, ученые, его открывшие. Подумала, уж не психиатры ли — очень знакомый из моей практики случай вы описали. Но оказалось, этот закон не имеет отношения к психиатрии. Закон разбитых стекол — криминологическая теория. Но бог с ней. А вот ваш знакомый — типичное явление. Я называю это законом «собирания — запасания» .
У нас в соседнем доме была аналогичная ситуация. Гора мусора из квартиры была такая, что ее убирали подряд два дня с помощью экскаватора.
Дорогая Инна!
Но ведь у каждого разбитого окна есть свой хозяин. Чтобы ему сразу вставить стеклышко! Дело не пошло бы в криминальную сторону. Когда-то моя парадная не закрывалась, и там периодически ломали почтовые ящики и ломали их замки. На протяжении многих лет я ремонтировал ящики и эти замки. Так устоял я и мои соседи. Сейчас эта проблема снята.
Гоголевский Плюшкин был сначала крепким хозяйственником. Потом у него умерла жена, а он опустил руки.
Какой тут криминал? Здесь чистая психология.