Немного о балете

В воскресенье в соседней деревне оказались с женой кинотеатре, в котором в течение осени-весны идут две программы:

Оперы из Метрополитен Опера

Балеты из Большого театра

Программы,  конечно, идут по всему миру и за несколько минут в Интернете легко найти участвующие кинотеатры рядом с любым местом жительства, что я рекомендую всем.

В последнее воскресенье был балет «Ромео и Джульетта» из Большого.  Я классический балет из России не видел ни разу за все 28 лет эмиграции. То, что привозили в район Сан-Франциско различные балетные коллективы из России, вернее, то, что я видел, было ужасно. Ужасно по постановочным версиям и интерпретациям.

Итак, «Ромео и Джульетта», старая музыка Прокофьева в революционной постановке Алексея Ратманского (сейчас в Большом одновременно (!) идут две версии – старая Григоровича и новая Ратманского).  Самое общее впечатление – замечательно!  Мастерство Крысановой и Лантратова (и Цвирко в роли Меркуцио) на самом высоком техническом и эмоциональном уровне. Что касается постановки, то она усложнена для танцоров, кажется, до самого предела. Это известный стиль Ратманского: на каждую ноту — движение. Количество поддержек превышает все разумые «нормы» старого времени (1970-80-х). В некоторых дуэтах второго акта было полное ощущение парного катания у фигуристов. Но всё было сделано очень чисто, что и восхищает и вызывает огромное уважение к танцорам. Труд, чисто физический для мужчин балерунов – запредельный. Я не очень большой сторонник такого усложнения, но, видимо, времена изменились.  При этом совершенно очевидная театральность постановки с «итальянскими» костюмами, простыми двухмерными декорациями, и – главное — мимикой, жестами, реальными поцелуями и прочим, что очень – иногда слишком – хорошо видно на огромном экране.

Вообще, это интересно. Зритель в кинозале видит происходящее на сцене много БЛИЖЕ, чем даже из первого ряда театра.  Виден каждый момент, каждый шаг, каждый контакт, каждое случайное соскальзывание руки при поддержке, капельки пота, каждая мелкая ошибка. И, конечно, слишком хорошо видно тяжелое дыхание танцоров, что, на мой взгляд, лишнее для зрителя.  Кардибалет не столь интересен, несколько однообразен. Но это не вина танцоров, просто для Ратманского, наверно, это было не самым важным.  Вообще, музыка Прокофьева в первом акте – опять на мой любительский взгляд – не увлекает, что делает первый акт слабее.  Екатерина Крысанова – на мой взгляд – замечательная харАктерная балерина. Но Джульетта за 3 часа действия проходит стадии от наивной девочки до трагической героини, так вот трагическая часть ей далась хуже. С другой стороны, влюбленность подростка передана просто замечательно.  Я не видел версию Григоровича, но версия Ратманского очень убедительна и органична, хотя наверняка сделана под танцоров только самого высокого технического уровня. И конечно, измененная концовка, по которой Джульетта просыпается до смерти Ромео, выглядит оригинально. Правда в памяти навсегда остался другой вариант с Нуриевым и Марго Фонтейн, финальную сцену которого забыть невозможно.

Что еще показалось интересным и несколько неожиданным?  Несколько противореча самому себе в предыдущем параграфе, как мне показалось, балетная труппа Большого уже не уникальна. В мире есть достаточное количество не менее профессиональных трупп. И балерины и балеруны высокого класса нынче работают в десятке стран, будучи рожденными в разных странах и прошедшими различные национальные школы.  В СФ балете, как и во всех западных странах, в труппе русские, украинцы, армяне, испанцы, итальянцы, кубинцы, французы (их вообще много везде), китайцы (китайки, мужчин пока не видел) и очень много американцев самого высокого уровня.  Не уверен, что найдется три равнозначных пары Ромео-Джульетта, как в Большом, но с десяток трупп разных стран наверняка найдет хотя бы одну пару уровня Большого (правда я и остальные пары в Большом не видел). По крайней мере, я отчетливо вижу, что в Сан-Франциско получился бы спектакль примерно того же уровня.  Думаю, что Янь-Янь Тен станцевала бы Джульетту не хуже, а третий акт – лучше.

Еще было интересно увидеть публику в Большом. Оказалось, что публика весьма разночинная. Того особого доступа для особых зрителей в Большой, который я хорошо помню, нет и в помине. Это, кстати, отразилось и на самом спектакле. 30 лет назад спектакль прерывался бы раз 10 на продолжительные апплодисменты, с остановкой оркестра, поклонами танцоров.  В наше же время за весь спектакль было несколько жидких апплодисментов, что было очень неожиданно и не совсем справедливо к танцорам. Опять таки, новые времена.

Следующий балет в программе – «Дама с камелиями» на музыку Шопена и Светланой Захаровой в главной роли.  Пишут и говорят, что это одна из лучших ролей легендарной Захаровой. Билеты нами уже куплены.

2 комментария для “Немного о балете

  1. А мы, Игорь, в том же кинотеатре посмотрели «Щелкунчик» Большого.
    Ошеломительно. Совершенство без единого глича или помарки.
    В Москве в Большой в партер меньше чем за 300 долларей не попасть.
    То есть, ребенка повести — 600 долларов, как с куста.
    А мы тут по 25 за билет и полный эффект присутствия.

Добавить комментарий