Роланд Кулесский, Ефим Левертов. Гуманисты прошлых веков о евреях

Роланд Кулесский, Ефим Левертов. Гуманисты прошлых веков о евреях

Продолжение, начало см. http://club.berkovich-zametki.com/?p=28596 ,

далее http://club.berkovich-zametki.com/?p=29431 ,

далее http://club.berkovich-zametki.com/?p=30805 ,

далее http://club.berkovich-zametki.com/?p=32175 .

9. Николай Блинов (1881-1905)                                       Николай Блинов: «Вместо веры в чудотворные             иконы, я стал верить в людей!».

Блинов Николай Иванович родился в 1881 году на Украине, в г. Житомир в дворянской семье. С детства он был отзывчивым на беды других людей человеком, так еще гимназистом он, вместе с А. Гликбергом (поэт Саша Черный), принимал участие в помощи голодающим в Башкирии, строил столовые и пекарни. Поступил в Киевский университет, где принял участие в студенческих волнениях. Из-за этого он был вынужден уехать в Швейцарию, где стал учиться на инженерном факультете Женевского университета. Но и здесь он не смог избежать дороги людей, «болевших» за народ. Эта «высокая болезнь» привела его в эсеровскую партию.

Николай Блинов — студент Женевского университета, 1904 год (из Википедии)

В Женеве Николай участвовал в работе студенческого театра, где в 1904 году была поставлена пьеса Чирикова «Евреи». Руководил студенческим театром известный драматург, этнограф и публицист С. Ан-ский. Известен сюжет этой пьесы, в которой сценический герой Николая Блинова погибает при еврейском погроме. Именно на этой сцене представление было прервано, так как зрители – беженцы из тогдашней России не смогли спокойно досмотреть этот спектакль. Писатель Александр Ласкин в своем документальном романе «Дом горит, часы идут» написал в 2010 году, что сам Николай Блинов стал заложником пьесы: «То, что Блинов не сыграл на сцене, через год произошло в жизни».

В начале 1905 года Николай Блинов возвращается на родину, где жили его родители. В апреле месяце в Житомире начался еврейский погром. Именно Николай Блинов, русский парень 23 лет отроду, вызвался быть переговорщиком с погромщиками, и именно он был убит ими. «Хоть ты и русский, — сказали они ему, — но ты социалист и хуже жидов — пришел на их защиту». Николай был найден мертвым в морге еврейской больницы в числе других жертв уличных боев. В кармане у Николая лежало прощальное письмо: «Вместо веры в чудотворные иконы, в благочестивых попов, в их воззвания ко всеобщей любви я стал верить в людей, в то божественное начало, которое двигает их на все хорошее и приближает к царствию Небесному, то есть к такому общественному порядку, который создаст всеобщее счастье».

Евреи не забыли подвиг Николая Блинова, сделанный ценой своей жизни в их защиту. Его имя до революции 1917 года было первым в поминальных списках синагог России. На одной из житомирских синагог была установлена мемориальная доска в его честь. Эта синагога была уничтожена в 30-х годах 20 века. Помнят о Николае Блинове и в Израиле. В городе Ариэль в его честь посажено лимонное дерево, установлен памятный камень и мемориальная табличка.

Жизни Николая Блинова посвящен документальный роман Александра Ласкина  «Дом горит, часы идут»: в 2010 году – журнальный вариант, «Нева» №5, в 2012 году – отдельное издание в издательстве «Алетейя» [1].

Николаю Блинову

Парламентёром слабых ощущал себя

в бессилии остановить погром:

ведь с «Чёрной сотнею» заигрывать нельзя —

ей белый флаг как красный пред быком [2].

 

Заложником стыда (ты словно был в плену

обид еврейских), зная наперёд,

чем дело кончится. Как если б нёс вину

не только за себя, но и за свой народ —

 

тот, что в содеянном не видит преступления

и тот, душе которого еврей  претит;

о неуместном жертвоприношеньи

библейского овна  как правило молчит [3];

но выдаёт себя то исступление,

с которым бьёт штыком в лицо антисемит [4].

 

Есть обстоятельства, что выше личных [5],

Что словно ждут людей небезразличных

 

Примечания:

[1] – по материалам Википедии;

[2] — для «Чёрной сотни» белый флаг примирения был не приемлем, т.к.  для неё важно убить, а не оставить в живых;

[3] –  из Торы — жертвоприношение Ицхака не состоялось, т.к. ангел  указал на  запрет человеческих жертвоприношений;

[4] – так был убит Николай Блинов;

[5] — «Есть обстоятельства, что выше личных» — из прощального письма Николая Блинова своей матери.

11 комментариев для “Роланд Кулесский, Ефим Левертов. Гуманисты прошлых веков о евреях

  1. 9. Николай Блинов (1881-1905)
    Николай Блинов: «Вместо веры в чудотворные иконы, я стал верить в людей!».
    Блинов Николай Иванович родился в 1881 году на Украине, в г. Житомир в дворянской семье. С детства он был отзывчивым на беды других людей человеком, так еще гимназистом он, вместе с А. Гликбергом (поэт Саша Черный), принимал участие в помощи голодающим в Башкирии, строил столовые и пекарни. Поступил в Киевский университет, где принял участие в студенческих волнениях….

  2. Уважаемые читатели!
    Роланд Кулесский и я солидарно приняли решение о следующих изменениях в формате нашей серии текстов о «Гуманистах пошлых веков»:
    — каждый вновь установленный текст будет посвящен только одному персонажу, а не двум;
    — тексты будут одновременно устанавливаться в двух наших блогах — Блоге Роланда Кулесского и Блоге Ефима Левертова.
    Мы надеемся, что интерес к нашим текстам, проявленный вами при установке их в «Мастерской», будет сохранен.
    Об установке каждого нового текста мы будем извещать через Гостевую.
    С уважением,
    Роланд Кулесский, Ефим Левертов.

Добавить комментарий