Роланд Кулесский, Ефим Левертов. Гуманисты прошлых веков о евреях (продолжение). Лукас Каррер (1909 – 1985) и Димитроу (Хризостом), 1890 – 1958

Начало см. http://club.berkovich-zametki.com/?p=28596, Альфонс де Ламартин, Готхольд Лессинг,

далее http://club.berkovich-zametki.com/?p=29431, Эмиль Золя, Иван Бунин,

далее http://club.berkovich-zametki.com/?p=30805, Сальвадор Дали, Владимир Соловьев,

далее http://club.berkovich-zametki.com/?p=32175, Дмитрий Клепиков, Витольд Пилецкий,

далее http://blogs.7iskusstv.com/?p=63154, Николай Блинов,

далее http://blogs.7iskusstv.com/?p=63412, Эбергард Хельмрих,

далее http://blogs.7iskusstv.com/?p=63815, Ян Карский,

далее http://blogs.7iskusstv.com/?p=64280 Уильям Блэкстоун,

далее http://blogs.7iskusstv.com/?p=64589 Линдон Джонсон,

далее http://blogs.7iskusstv.com/?p=64997 Патриарх Болгарский Кирилл,

далее http://blogs.7iskusstv.com/?p=6541815  Пьер-Мари Бенуа.

16 Лукас Каррер (1909 – 1985) и Димитроу (Хризостом), 1890 – 1958

            «Если  хотите депортировать евреев   Закинфа,            берите   и меня. Я разделю их судьбу». Хризостом

Мэр острова Закинф Лукас Каррер и митрополит Хризостос

В 1943 году командир немецкого гарнизона на оккупированном греческом острове Закинф, пригласил мэра Закинфа Лукаса Каррера и потребовал предоставить список всех еврейских семей Закинфа.  Каррер вначале ответил, что евреи Закинфа нестолько веков живут бок о бок с греками, и что едва ли их можно вычислить. Разумеется, эта была неправда, греки прекрасно знали евреев, но помогать нацистам Каррер не собирался.

После угроз, мэр попросил предоставить ему время. Немец в ультимативной форме объявил мэру, что если в течение 72 часов он не получит список с фамилиями и адресами евреев Закинфа, то мэр может распрощаться с жизнью. Каррер срочно пошел к митрополиту острова Хризостому. Митрополит ответил ему: «Ты не понесёшь списка немцам. Это дело я беру на себя».

Население Закинфа к тому моменту составляло около 30 тысяч человек, из них всего 275 евреев. Евреи острова внимательно следили за сообщениями о еврейских трагедиях в других частях Греции. Накануне из Салоников 56 тысяч евреев отправили в Освенцим, такая же судьба постигла и евреев Корфу. И вот теперь пришла очередь Закинфа. В порту острова  уже несколько дней стоял корабль, подготовленный для отправки евреев в Афины.

Каррер и Хризостом тянули три дня, пока местное население не спрятало всех 275 евреев, после чего явились к командиру гарнизона и вручили ему «список». В списке было только две фамилии: мэра и митрополита. Митрополит сказал: “Здесь ваши евреи. Если хотите депортировать евреев Закинфа, берите и меня. Я разделю их судьбу». Эти три дня не прошли для митрополита и мэра напрасно. Они тайно инструктировали евреев записываться в группы добровольных работ, затем их подменяли греки, которые, если подмена обнаруживалась, говорили, что они получили плату от евреев, чтобы продолжить работу. Тем временем самих евреев рассеивали по горным деревням острова. Разумеется, необходимо было уничтожить документы, указывающие на их еврейское происхождение, и не расставаться с новыми, поддельными, выданными священниками закинфской митрополии.

Рассказывает сын спасенных на Закинфе евреев Моисис Мордос: «Власти распорядились, чтобы еврейское население разъехалось по деревням из города, где их прятали у себя  греки. Сначала, когда мои родители узнали о том, что Закинф теперь находится под нацистской оккупацией, они  испугались. Но спустя несколько дней до них дошла весть о героическом поступке митрополита Хризостома и мэра Каррера». Моисис Мордос заканчивает свой рассказ следующими словами: «Я хочу выразить этим людям свою глубочайшую благодарность. Они поставили под угрозу свою жизнь, и я обязан им своим существованием. Они спасли своих соотечественников,  не своих единоверцев, но таких же людей, как сами они». 

От расстрела мэра и митрополита спасло знакомство последнего с Гитлером, с которым Хризостом, несколько лет возглавляя греческий приход в Мюнхене, разговаривал в 1924 году. Хризостом направил в Берлин личное послание: «Когда-то, на заре вашего политического движения, в 1924 году мы встретились в Мюнхене и обменялись мыслями о вашем национал-социалистическом движении». Митрополит просил «не арестовывать евреев Закинфа», гарантируя от своего лица и лица мэра, что «это безопасные и мирные люди». В последующие дни епископ и мэр заботились о том, чтобы немецкий комендант не предпринял никаких собственных шагов по созданию списка. Наконец, пришёл ответ: «Евреи Закинфа остаются на острове под личную ответственность епископа и мэра». Несмотря на такой ответ, митрополит передал через священников укрывавшимся в горах евреям, чтобы те не выдавали своего местонахождения. Так получилось, что ни один из членов еврейской общины острова не пострадал — случай исключительный, если сравнивать с другими общинами во всей Европе.

Весной 1948 года группа евреев-стекольщиков острова, в знак благодарности к митрополиту, вызвалась бесплатно остеклить вновь построенную церковь Св. Дионисия. Евреи работали несколько месяцев, до августа месяца, обременяя Хризостома лишь просьбами рассказывать всем об их чудесном спасении.  Землетрясение 1953 года не пощадило  дома на острове Закинф, но уцелела только церковь Святого Дионисия, остекленная евреями. Большинство жителей острова успели покинуть жилища и спастись, однако количество раненых людей исчислялось сотнями. Первый иностранный корабль с помощью и медикаментами, который приплыл к острову Закинф, был из Израиля. После того, как корабль причалил, капитан зачитал обращение к жителям острова: «Евреи не забыли митрополита и мэра острова Закинф и того, что они сделали для них».

В 1978 году институт Яд ва-Шем признал митрополита Хризостома и мэра Лукаса Каррера «Праведниками мира, а сам остров Закинф в целом — «островом праведников».  Текст признания гласил: «Честь и слава нации вырастившей таких сыновей». В 1992 году на месте, где стояла рухнувшая при землетрясении синагога, Центральный еврейский совет Греции воздвиг мемориальный памятник с барельефами Хризостома и  Каррера. На основании мемориала были почти повторены слова капитана израильского корабля: «Евреи Закинфа никогда не забывают мэра, любимого епископа и того, что они сделали для нас».

Памятник мэру острова Закинф митрополиту Хризостому и Лукасу Карреру

4 мая 2016 года на церемонии на еврейском кладбище острова Закинф посол Израиля в Греции Ирит Бен-Аба отметила храбрость жителей Закинфа, «которая стала легендарной в еврейском мире и в Израиле», одновременно рассказав о подвиге  митрополита Хризостома и мэра острова Каррера. О спасении евреев острова Закинф режиссером Тонисом Ликуресисом был снят документальный фильм «Песнь жизни».

Спасителям с Закинфа

  «Все греческие жители острова знали, что

мы прячемся, но никто нас не выдал. Никто» 

Шломо Амар, житель острова Закинф.

 Один за всех и все за одного (пословица).

Один за всех: Спасителя стезю

он изберёт приняв её  душой —

не крокодилову пролить слезу, —

отнюдь: готов он жертвовать  собой.

 

Но все за одного и каждый среди всех,

по крайней мере, отдают себе отчёт,

что депортация евреев это  грех

Закинфа, искупленья жаждет счёт.

 

Как будто некий скрытый моралист,

Быть на плаву помог епископу и мэру,

здесь не нашёл бы, чем дышать, расист,

здесь нравственностью дышит атмосфера.

 

И потому среди островитян,

В нацистском списке  на уничтоженье,

два первых имени — достойных  христиан,

хотя шанс был Европе дан —

спасти евреев, избежав  Судьбы отмщенья.

Один комментарий к “Роланд Кулесский, Ефим Левертов. Гуманисты прошлых веков о евреях (продолжение). Лукас Каррер (1909 – 1985) и Димитроу (Хризостом), 1890 – 1958

Добавить комментарий