Диаспора во время восстания Бар-Кохвы

Вопрос участия диаспоры в восстании Бар-Кохвы рассматривается Алоном. Он напоминает, что Дион Кассий писал, что «евреи повсеместно выступали на стороне своих собратьев в Иудее». Эту общую фразу можно интерпретировать как свидетельство войны евреев на территории империи, так и как отрицание такой прямой войны против римлян.

В действительности раньше, во время Великого восстания имели место короткие схватки евреев с римлянами в Египте и на Киренаике, а Иосиф Флавий писал, что зелоты посылали своих представителей в Вавилонию с просьбой открыть «второй фронт» на востоке Римской империи. Были также попытки поднять евреев на борьбу в Сирии и Антиохии.  Феномен «войны Киета» также говорит о еврейской солидарности на территории Римской империи.  Однако когда мы доходим до времени восстания Бар-Кохвы,  эта солидарность оказывается прерванной. «Евреи диаспоры не принимали участия в восстании» (Алон). Нет ни одного свидетельства участия евреев диаспоры в восстании Бар-Кохвы. Алон приводит прямо обратные свидетельства диалога современника восстания Бар-Кохвы Юстина Мученика с еврейским беженцем из Иудеи Трифоном. Трифон и Юстин спокойно ведут богословские беседы в Эфесе, большом городе Малой Азии, в котором наблюдается удивительная тишина и спокойствие, которые совершенно не напоминают диспутантам о том, что где-то не так далеко на юге в это же самое время  идут кровопролитные бои.

Однако комментарии Диона Кассия о войне евреев во всей Римской империи Алон трактует в том духе, что евреи «отправлялись в Иудею, вступая в ряды восставших». Этим Алон объясняет большое число евреев, сражавшихся в рядах Бар-Кохвы с римлянами. Не исключает также Алон и поддержку диаспорой войск Бар-Кохвы «продовольствием, оружием и прочим военным снаряжением».

Факт указов Адриана после окончания восстания Бар-Кохвы о преследовании иудаизма и еврейских судов, не затронувших евреев диаспоры, говорит о том, что здесь было относительно спокойно. Однако, указывает Алон, евреи диаспоры «внимали новостям из Иудеи затаив дыхание, то снедаемые отчаянием, то обуреваемые надеждой». Так в том же «Диалоге с Трифоном» показаны молодые эфесские евреи, полные «ужаса и смятения, которые обсуждали последние известия из Иудеи» (Алон).

Литература

1 Г.Алон. История евреев Эрец Исраэль в талмудическую эпоху. Т.2. Иерусалим. 1994.

2 М.Мор. Восстание Бар-Кохвы – его размах и территориальный охват. Иерусалим. 1992. В кн. Восстание Бар-Кохвы. Т.2. Издание ОУИ (предварительное). 2008.

3 А.Опенгеймер и Б.Айзек. Позиция исследователей по отношению к восстанию Бар-Кохвы. В кн. Восстание Бар-Кохвы. Т.1 . Издание ОУИ (предварительное). 2008.

  1. И. Ронен. Иерусалим под властью Рима. Тель-Авив. 1997. Издание ОУИ.
  2. Е.Левертов. Иудейско-римские отношения периода Хасмонейских войн и восстаний евреев против Рима (161 г. до н.э.-135г. н.э.). Краткий обзор. См. сайт ОУИ. Раздел «Библиография» курса «Иерусалим в веках» (hedir.openu.ac.il).

Добавить комментарий