Рассмотрим несколько учебных программ, пособий, книг по изучению Катастрофы, вышедших в Израиле в период 1980 — 2000-ых годов.
1 И.Гутман и Х.Шауцкер. Катастрофа и ее значение, 1983
Авторы перечисляют пять целей, поставленных ими с намерениями добиться адекватного, с их точки зрения, восприятия учащимися темы:
— дать учащимся сведения о главных факторах, входящих в понятие Катастрофа;
— пояснить суть общественных структур и понятий, порождающих подозрительность, ненависть, предрассудки, которые запускают механизм враждебности как шаг к геноциду;
— раскрыть связь этих структур и понятий с органами тоталитарного режима с пояснением передаточных функций и взаимовлияния друг на друга;
— способствовать пониманию опасности антисемитизма, его места и роли в Третьем Рейхе;
— научить школьников проектировать полученные знания на современный мир с его соблазнами ассимиляции и интеграции.
2 А.Кармон. Преподавание истории Катастрофы. Методическое пособие. 1981
Книга представляет собой попытку создания учебной программы по изучению Катастрофы с точки зрения универсалистского подхода и трех педагогических принципов:
— в центре всей педагогической деятельности стоит школьник-подросток;
— в результате обучения школьник должен сделать вывод из каждой частности, события, случая, которые в сумме должны придать универсальное значение жизни школьника в будущем;
— научить школьника уметь самостоятельно обдумать вопросы, связанные с темой, чтобы решать самому возникающие «дилеммы нравственности».
Книга состоит из двух частей – универсалистской и еврейской.
Целью первой части является попытка укрепить школьника в его самосознании ответственности как индивидуума в демократическом обществе, для чего привить ему навыки критического мышления. Для этого необходимо:
— преподать ему основные понятия и факты по теме;
— научить умению связывать эти понятия и факты, то есть обобщать их;
— привить навыки научного исследования: сбор данных и выбор источников, умение формулировать гипотезы, анализировать свидетельства, выявлять главные проблемы и намечать направления работы. Для реализации этой задачи автор хочет научить школьников научному и одновременно человеческому отношению к поведению других людей.
В задачи еврейской части пособия входит:
— привитие знаний еврейской традиции взаимоотношений человека и окружения;
— знакомство с экзистенциальными вопросами еврейской истории в прошлом и настоящем, осознание школьниками проблемы «большинства и меньшинства» в истории евреев прошлого и настоящего;
— формирование у школьников еврейского самосознания путем их самоидентификации и воспитания собственной ответственности перед обществом и семьей.
3 Н.Керен. Катастрофа – путь к памяти, 1999
Книга посвящена трем главным группам действующих лиц Катастрофы: палачам, жертвам и очевидцам, стоявшим в стороне. Главные герои книги – жертвы.
4 И.Гутман. Катастрофа и память, 1999
Книга дает всестороннюю информацию о Катастрофе и ее последствиях. Период Катастрофы рассматривается в двух аспектах:
— как фрагмент мировой и еврейской истории;
— как попытка выводов, важных для еврейского и общечеловеческого самосознания.
5 М.Поповски. Катастрофа в зеркале литературы. Хрестоматия, 1994
Книга может служить примером художественного отображения тематики Холокоста в поэзии. Книга построена в хронологическом порядке, приводятся стихотворения, комментарии к ним, описание событий, относящихся к стихотворениям.
Наиболее трудной проблемой в преподавании истории Катастрофы является вопрос соотнесения себя с действующими лицами в истории Катастрофы, то есть, по существу, восприятие темы «большинства и меньшинства» и понимание взаимосвязей и взаимозависимостей между членами общества. Для диаспоры эта проблема встает в связи с полным абстрагированием учащихся от жертв Катастрофы, «это, де, случилось с ними, не со мной, со мной этого никогда не случится, я не такой, как они». В Израиле, возможно, рассуждения по форме аналогичны, но несколько в другом смысле. Здесь преобладают художественный образ всесильного израильтянина, миф о могуществе ЦАХАЛА и МОСАДА, способных предотвратить все и вся и подобные рассуждения. Однако и там, и здесь учащемуся в возрасте школьника, даже студента, весьма трудно, но важно показать всю комплексность и взаимосвязь событий, которые превалируют над другими факторами, то есть показать возможность и важность увидеть главное.
Литература
Курс «Скорбь познания» Открытого Университета Израиля.
Продолжение комментария к статье Эллы Грайфер «К концепции преподавания истории Холокоста» http://berkovich-zametki.com/2016/Zametki/Nomer7/Grajfer1.php