Даниил Адамов беседует с кинорежиссером Андреем Смирновым

Адамов: Почему, по вашему мнению, два раз подряд случился такой откат? После оттепели гайки закрутили — и после 90-х тоже.

Смирнов: Я думаю, это случилось потому, что крепостное право было отменено всего лишь чуть более 150 лет назад. Этого маловато. Сознание людей в России остается крепостным. Привыкли, что барин должен о них заботиться, и никак не хотят вести самостоятельную жизнь.

Понимаете, ну вот мы возьмем какой-нибудь 1055 год. В это время уже работает Болонский университет, а также Оксфорд. И там, и там всего три факультета — теологический, медицинский и юридический. Мало того, в Оксфорде в это время преподает женщина, что уже через 200 лет будет невозможно. А когда в России открылся первый университет? Через 700 лет — в 1775 году. А что происходит в России, когда уже работает Оксфордский университет? В это время Андрей Боголюбский сбежал из Киева и строит Владимиро-Суздальскую Русь.

Что такое 700 лет? По счету демографов, 100 лет — это четыре поколения. К тому времени, когда откроются двери Московского университета, 28 поколений европейцев, пусть это дети и не крестьян, а буржуазии, получат университетское образование. Естественно, это скажется на их детях, внуках и так далее. Ну а как мы за 200 лет одолеем эту дистанцию? Этого не может быть.

Источник: http://www.colta.ru/articles/literature/11511

3 комментария для “Даниил Адамов беседует с кинорежиссером Андреем Смирновым

  1. Естественно, это скажется на их детях, внуках и так далее

    Отличный ход рассуждений Смирнова: появление в Европе университетов и, вместе с ними, слоя образованных людей (время Ренессанса) дало её возможность сделать огромный скачок вперёд

    1. Спасибо, я вижу Ваше чувство согласия, Лев!

  2. Я думал, что 150 лет — все это я придумал. Оказывается — нет, над этим думают многие люди. «Умные люди сходятся».

Обсуждение закрыто.