Наткнулся на ТВ1000 на фильм, заинтересовался и вспомнил, что я смотрел его в 2008 году в Москве на большом экране. Повторяю свою запись 2008 года.
«Я подошел к кинотеатру «Россия», что на Пушкинской площади. Когда я бываю в Москве, я всегда сюда захожу. Показывали американский фильм «Карате-пацан» с Джеки Чаном в одной из главных ролей. Передо мной в кассу стояла молодая пара, вначале толком не разглядевшая расписание. Когда же они увидели название фильма, девушка возмутилась: «Нет, этого карате-пацана я не буду смотреть». И они ушли. А я остался, купил билет на текущий сеанс, он был только-только начавшимся, и прошел в зал.
Фильм рассказывает об американском мальчике, его маме – афроамериканке, а также о жителе столицы Китая Пекина мистере Хане, о жестокости мальчишек, особенно если их направляют неправедные люди, и о благородной философии настоящей китайской борьбы. Есть в фильме также две небольшие лирические линии, поданные с большим человеческим тактом.
Фильм начинается с приезда в Пекин молодой американской женщины – афроамериканки со своим двенадцатилетним сыном. В Америке бизнес этой женщины рухнул, теперь она нашла работу в Пекине. Мальчика – американца оформляют на учебу в пекинскую школу, в которой среди одной группы мальчишек царят жестокие нравы, подогреваемые жестоким учителем китайской борьбы. Девизом этого «плохого» учителя является слоган «сила, настойчивость и никакой пощады» (примерно, по памяти). Эти мальчишки начинают систематически избивать молодого парнишку – американца. Здесь то и появляется наш легендарный Джеки Чан, играющий простого пекинского слесаря мистера Хана. Мистер Хан симпатизирует молодой негритянке, он также выступает против драк мальчишек, тем более он против избиения нашего героя – американца. Мистер Хан идет к «плохому» тренеру и договаривается с ним, что мальчика – американца временно оставят в покое, оставят в покое до официальных соревнований по борьбе, на которых и будет решена судьба этого мальчика – будет ли он постоянно преследуем хулиганами, или же, в случае его победы, его честь, достоинство и его дружба с девушкой – китаянкой будут ограждены от преследования. Мистер Хан начинает готовить молодого американца к соревнованию по китайской борьбе. Эта подготовка, однако, носит очень интересный характер. Главное внимание в этой подготовке уделяется не приемам борьбы, а моральным качествам спортсмена. Чтобы приобрести эти качества тренер и его подопечный совершают экскурсии в китайские монастыри, на Великую китайскую стену, совершаются и другие, не менее полезные, путешествия. В одном из путешествий мальчик наблюдает за действиями китайской женщины – дрессировщицы змеи. Вначале мальчику кажется, что женщина повторяет движения змеи, однако мистер Хан опровергает такую точку зрения. «Не женщина повторяет движения змеи, а, наоборот, змея повторяет движения женщины», — объясняет мистер Хан мальчику. «Однако чтобы такое могло случиться необходимо полное сосредоточение на предмете своих действий и даже «проникновение» в голову этого предмета», — говорит он (опять-таки, пересказываю примерно). Этот урок мальчик запомнил всерьез и надолго. Мальчик все более и более проникается философией благородной китайской борьбы, а интенсивность тренировок постепенно нарастает. Но наступает день, когда и сам мальчик на несколько часов становится «учителем» своего учителя. Мистер Хан – вдовец. Его жена и его дочь (кажется, дочь) погибли в автомобильной катастрофе, когда автомобилем управлял мистер Хан. Он постоянно винит себя за эту аварию, особенно он чувствует себя виноватым в дни годовщины аварии – шестого июня. Именно такой день наступает по сюжету фильма. Мы видим в этот день бутылку водки, стоящую на капоте ремонтируемого мистером Ханом автомобиля. Здесь-то ученик и выручает своего учителя. Он вкладывает в руки своего учителя специальное приспособление для тренировки по китайской борьбе, учитель возвращается для активной деятельности, тренировки продолжаются, кризис учителя преодолен.
Наступает день соревнований. Соревнования проводятся по олимпийской системе с выбыванием проигравших борцов. В полуфинал выходят наш мальчик – герой, его главный противник – «хулиган», ревнующий его к китайской девушке, еще два китайских спортсмена – учеников «плохого» тренера. Наш герой встречается с одним из этих спортсменов, получившим установку от своего тренера бороться не на победу, а на физическое искалечивание своего противника. Этот спортсмен наносит нашему мальчику серьезную травму, однако наш же мистер Хан ставит его на ноги (чем бы вы думали?) нашими родными русскими лечебными банками. Если читатели моего опуса моложе 50 лет, они, возможно, даже не знают, что это такое. Расспросите, пожалуйста, об этом у своих родителей или у старших товарищей. Противник нашего героя дисквалифицируется, а наш герой выходит в финал. В финал выходит также главный противник американца. Тренер этого противника уже понимает, что честно выиграть у молодого негритянского юноши невозможно. Тренер приказывает своему ученику сломать противнику ногу. Жестокий мальчик в невероятном прыжке калечит ногу нашему герою, однако мистер Хан вновь ставит на ноги своего ученика, по его просьбе, хотя сам мистер Хан убеждал его, что в этой борьбе главное это победа над самим собой, а не над своим противником по ковру. Счет по удачным броскам 2:2. Победа будет за тем, кто удачно проведет последний бросок. Вы не забыли сюжет про женщину и змею? Именно в этой ситуации наш герой удачно делает отвлекающие пасы, подобно женщине – дрессировщице. Внимание противника нашего героя отвлечено, наш герой выполняет заключительный бросок, противник повержен. По старой китайской традиции ученики «жестокого» тренера почтительно кланяются тренеру победителя — нашему дорогому Джеки Чану – мистеру Хану, чем повергают своего тренера в определенный психологический ступор. Сидящие на трибуне зрителей мама американца и девушка – китаянка подскакивают от радости. Я тоже был очень рад хеппи-энду фильма и даже наградил его аплодисментами, впрочем, кажется, я был единственным. Не знаю точно как насчет новых «Ромео и Джульетты», но насчет же благополучного исхода взаимных симпатий между мистером Ханом и мамой героя зритель даже с небольшой долей фантазии может догадаться.
В отличие от моей прежней рецензии, в данной я сосредоточился именно на содержании фильма, гуманистическом по своему настрою. Фильм очень зрелищный, с прекрасными видами природы Китая и его монастырей, захватывающими сценами китайской борьбы. Несомненное дидактическое наклонение фильма нисколько не мешает его просмотру. Фильм имеет также определенное реалистическое описание жизни современного Китая – портреты Мао, офицер, стоящий у входа в школу, массовость занятий физической культурой в Китае при остающейся слабой материальной базе и др.
Если вам скажут, что на фильм о карате-пацане они не пойдут, постарайтесь переубедить своих знакомых».